Что значит педальный. Конь педальный, трехколесный. Спасибо за внимание

Но сначала не о коне, а о том, что было предметом вожделения всех малышей нашего двора.

Наше “педальное” детство

Если в 1950-е гг. велосипед для большинства советских детей был пределом мечтаний, то в 1960-е многие малыши в СССР уже разъезжали по дворам на своих персональных автомобилях. Педальных, конечно. Пожалуй, это была главная мечта всех мальчишек, которые вообще знали об их существовании…

Советский Союз не отставал от веяний мировой моды. Ещё в 30-е годы на свет появились опытные образцы детских автомобилей, которые затем пошли в серию.

Интересно, что со временем трансформировался только дизайн. А технически игрушки не претерпевали принципиальных изменений. В течение полувека сохранялась конструкция: несущий кузов, педальный привод возвратно-поступательного типа, зависимая подвеска...

На эту платформу советские конструкторы надевали самые разные кузова. После войны почётное право таким образом рекламировать свою продукцию досталось Московскому заводу малолитражных автомобилей.

С 60-х годов, когда предприятие переименовали в АЗЛК, здесь действовала отдельная конвейерная линия, с которой сходили миниатюрные копии «Москвичей».

Стоили эти игрушки около 30 рублей. А сколько их было выпущено за полвека — никто точно не знает. Известно лишь, что в СССР педальные машинки всегда были в дефиците. При этом в дружественных социалистических странах они продавались свободно.

С началом перестройки детский конвейер на АЗЛК остановили. Отечественные велокарчики пропали с прилавков, а с падением железного занавеса их место быстро заняли иностранные.

Детский педальный автомобиль "Москвич", выпускался в СССР на заводе АЗЛК, ориентировочно с 1969 по 1995 г. За это время сменилось несколько поколений этих замечательных машинок.

Великолепное качество изготовления, много железа, настоящая подвеска, фары, сигнал, все это делало детскую машинку очень похожей на настоящие "Москвичи". Для большинства советских детей педальный Москвич остался мечтой...

Педальная Львовянка. Если в Москвиче угадывался образ Москвича, то у Львовянки угадывается образ автомобиля Жигули. Выпускалась по сериям.

Педальная Нева. По одной из легенд распространялись такие машинки в пионерские лагеря, до наших дней дожило очень немного экземпляров.

Педальная Радуга фантастическая по дизайну машинка, к тому же получила приз на одной из выставок на ВДНХ. Выпускал ЧКПЗ — Челябинский Кузнечно-Прессовый завод.

Педальная Орь. Это изделие одного из предприятий города Орск.

Интересно, что такие машинки как Орь или Оренбуржец выпускались только в одноименных городах и распространялись там же, минуя рассылку в другие регионы нашей огромной страны.

С помощью системы хитрых рычагов колесо соединялось с ногами лошади, подвижно прикреплёнными к туловищу, и при движении агрегата казалось, что лошадка даже скачет. Но такая конструкция встречалась намного реже, чем стандартные педальные автомобили.

Цепной Спорт. Спорт выпускают Белорусские коллеги, причём делают это до сих пор. И это очень радует, поскольку именно эта машинка чем-то напоминает наши настоящие машинки из детства, а не пластиковые педальные поделки, которыми сейчас завалены все отделы игрушек.

Конь педальный

Мечта советских детей. История производства.

Конь педальный.
Эта лошадка знакома многим, чьё детство прошло в СССР. Педальный конь, как и разнообразные педальные автомобильчики, был мечтой многих советских детей.




Таких лошадок в СССР c 50-х по 80-е годы выпускали на нескольких заводах оборонного и металлообрабатывающего комплекса в линейке товаров народного потребления. Например, на московском заводе “Салют” и на омском авиационном заводе “Полёт”.

В 70-80-х годах цена этой игрушки была – 21 р. 50 коп. (Средняя зарплата 80-120 руб.)

Подобную игрушку могли позволить себе купить немногие. За-то во многих парках лошадку или педальный автомобильчик можно было взять на прокат. Правда, прокатные агрегаты далеко не всегда были в хорошем состоянии, может поэтому у многих в памяти осталось не очень приятные впечатления от катания.

Пишут, что лошадка была ужасно неудобная, неповоротливая и скрипучая. Поэтому даже возникло такое выражение “конь педальный” обозначающее, мягко скажем, туго соображающего человека.

На сколько я помню, управлять ей было действительно сложнее, чем педальным автомобилем, за-то как лошадка перебирала ножками, как-будто и вправду бежала. Это приводило в полнейший восторг.

Оказывается, “конь педальный” вовсе не разработка советских инженерных умов, а прямой потомок английских викторианских лошадок-качалок. Вот так-то.


В Англии эта модель вело-лошадок появлась в начале 50-х годов прошлого века и носила имя Nizefella . В честь лошади – легенды британского конного спорта, неоднократно побеждавшей в соревнованиях по канкуру в 40-50-х годах. Правда внешне металлическая лошадка не имела ничего общего со своим прототипом. Реальная лошадь была тёмной (скорей всего вороной масти), а производители игрушек сделали свою лошадку светлой, т.к. такой цвет был более популярен у покупателей, это было проверено годами еще на деревянных предшественниках.

Ну, давайте по порядку.

До 1970-х годов крупнейшим британским производителем игрушек была фирма G & J Lines , которая еще в Викторианскую эпоху прославилась своими деревянными лошадками-качалками.

К началу двадцатого века это уже была крупная фабрика, в ассортименте которой кроме лошадок были коляски, велосипеды, мягкая игрушка, куклы и т.д.

На заре прошлого столетия лошадок на городских улицах начали теснить автомобили, это нашло отражение и в производстве игрушек.

Педальные детские автомобильчики фабрика начала выпускать в 20-30-е годы (тогда продукция выходила под брендом Tri-ang). Поначалу это были модели с деревянным корпусом, потом наладили производство штампованных металлических моделей.

Деревянных лошадок продолжали выпускать. Для англичан это культовая игрушка и вот так просто променять её на новомодный автомобиль они были не готовы. Но после Второй мировой войны на фоне увеличившегося спроса на игрушки (послевоенный бэбибум и уход со сцены Германии, как основного конкурента в сфере игрушечного производства) появилась необходимость сделать упор на конвеерное производство. Штампованные металлические игрушки были проще в производстве, чем деревянные. Лошадок решили сделать металлическими, взяв за основу технологию производства педальных автомобилей. Гривы и хвосты из натурального конского волоса заменили на литые резиновые элементы.
Так появилась металлическая лошадка-качалка Nizefella .
Фото из книги “The rocking horse” by Patricia Mullins:

Ножки металлических лошадок штамповались отдельно от корпуса и потом прикручивались болтами. Качающаяся подставка была так же металлическая.

Потом на основе этого же корпуса была сделна модель беговой лошадки с повозкой (тот самый “конь педальный”).

В Англии эту модель выпускали недолго. Фабрика G & J Lines старалась идти в ногу со временем и постоянно обновляла ассортимент продукции.

У меня нет информации как лошадки оказались в СССР. Вероятно, что была приобретена технология и оборудование и внедрена на нескольких заводах по стране, где их и выпускали в плоть до начала 90-х годов. Лошадки, выпускавшиеся в 50-60-х годах еще имеют элементы дизайна, характерные для их английских прототипов – колеса с металлическими спицами, черное с синей обводкой седло.

Лошадки более позднего выпуска, к которым относится и мой конь, уже имели пластмассовые колеса, менее детализированный сглаженный корпус в следствии заштампованности старых форм и упрощенную раскраску (черное седло).

Как и у людей, есть свои родословные. И точно так же, как у людей, эти родословные - штуки туманные и запутанные.

Вот, к примеру, появилось и укоренилось в русской речи словосочетание «конь педальный». Вроде бы неологизм, но что он означает, никто толком не знает. Что за конь, откуда педали? В общем, странно все это, но фразочка прижилась! В конце концов, значение слова «утопия» до Томаса Мора никто не знал, а теперь - употребляют все, кому не лень.

Недавно, разговаривая с приятелем по телефону, сын выдал фразу типа: «А, Иванов? Да он вообще конь педальный…»

Довольно часто это, казалось бы, нелепое словосочетание употребляют по отношению к человеку, известному своим недалеким умом, тупостью и упрямством. Или иными неприятными личностными свойствами. Например, послала жена мужа за хлебом, а он вернулся пьяный, без денег и без хлеба – ну и кто он после этого? Никчемный дурак и бездельник, конь педальный.

А между тем педальный конь - вполне реальный персонаж советской истории «игрушкостроения». Его сконструировали в недрах оборонной промышленности в 50-е годы прошлого века, в ответ на правительственный призыв дать все лучшее детям.

Задумка была такая - соединить в одном изделии популярную лошадку на колесиках и супердефицитный в то время детский велосипед. Какой-то умник поднапрягся, и вот уже дивный гибрид запущен в производство, а затем и в продажу - товар получил название «Конь педальный».

Механизм представлял собой как бы жокейскую повозку с запряженной в нее лошадью - в миниатюре, конечно. Одно колесо было у лошади под грудью, еще два поддерживали «седалище».

Какой масти выпускались «педальные», теперь установить трудно - дошедшие до наших времен экземпляры, как правило, неоднократно перекрашены, конь-то железный. Разве что по старым фотографиям и смутным детским воспоминаниям тогдашних счастливых обладателей можно предположить, что были они серыми в яблоках.

Чадолюбивые покупатели сначала пришли в восторг, а затем впали в ступор. Новый агрегат был шикарен с виду, но абсолютно не функционален. Ездить на нем, привычно отталкиваясь от земли ногами, малыши не могли - мешали торчащие по обе стороны педали. Крутить же эти педали тоже не получалось - они были слишком тугими, да и расположены далеко впереди от импровизированного седла. Самые упорные наездники с превеликим трудом преодолевали несколько метров, после чего без сил падали наземь вместе с коником - ввиду несовершенства общей конструкции. И это на гладком асфальте! Что уж говорить про иные дороги, труднопроходимые и для настоящих повозок с настоящими, не педальными конями.

Через несколько лет игрушку все же сняли с производства - «конестроители» признали свое фиаско, и «педальные» исчезли с прилавков магазинов. А само название «ушло в народ», став одним из символов человеческой глупости.

В более позднее время у советской детворы, преимущественно мальчиков, появилось еще одно уникальное транспортное средство - педальный автомобиль. В отличие от коня, автомобильчик, несмотря на громоздкость, двигался ходко, имел некоторую маневренность, и даже был оснащен «электрикой» - звуковым сигналом и фарами, которые можно было включать и выключать. Мои парни гоняли на нем до одури, старший за рулем - младший на капоте. Автомобиль был желто-оранжевый, вот только марку мы так и не смогли вспомнить - вроде как "Москвич».

Потом, когда уже коленки перестали помещаться «в машину», мы этот агрегат передали «по наследству» малышам из другой семьи, а зря - надо было сохранить. Если верить специальным сайтам, то советские педальные автомобили весьма ценятся у коллекционеров. Хотя вряд ли мои взрослые сыновья пожелали бы расстаться с любимой игрушкой.

И вот еще. В Интернете гуляет легенда о том, что предшественником знаменитого Буцефала - любимого коня Александра Македонского, также был конь педальный, сконструированный и построенный искусными греческими инженерами по заданию папаши Филиппа II. Деревянный конь с колесами приводился в движение педалями с помощью ременной передачи.

Более того, легенда гласит, что и для товарищей по играм наследника македонского престола тоже изготовили педальных коней; в детских конных баталиях будущий полководец и его соратники якобы оттачивали боевое искусство.

Как бы там ни было, но «конь педальный» и сегодня с нами, став именем нарицательным, выражающим презрительное отношение к дуракам.

Loading...Loading...