Дакар и Africa Race — за чем и за кем следить российскому болельщику? Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда Что изображено на кубке ралли дакар

Три маленькие истории, без которых марафона «Дакар» бы не было

На трассы “Дакара” этого года выйдет пятьсот пятьдесят шесть участников, а посмотреть его вживую собираются около пяти миллионов зрителей.
Но все это было бы невозможно без одного предприимчивого экспортера батата из Африки, заблудившегося в дюнах Сахары мотоциклиста. и трех коротких, но очень важных историй.

В начале двадцатого века Дакар был одним из центров французской колониальной Западной Африки – отсюда даже пытался избраться депутат в парламент Франции. А когда местные республики стали независимыми, Дакар остался привлекательным кусочком экзотики, где местные жители продолжали говорить на языке Вольтера и Руссо, как на родном.

От берега до берега

Романтика приключений, пустыни, слоны и дюны подтолкнули хорошо знавшего Африку плантатора и экспортера батата и дерева Жана Клода Бертрана организовать в 1969 году в Кот-дИвуаре автомобильную гонку – ралли Бандама! По названию местной речки.

Следующим грандиозным проектом Жана Клода Бертрана была организация ежегодного марафона на каждом из пяти континентов по очереди, но эта затея оказалась слишком масштабной с точки зрения логистики.
Протянуть маршрут от бывшей французской колонии до ее метрополии было несравнимо легче. А главное, сам того не подозревая, Бертран придумал новый формат ралли-рейда – прообраз будущего “Париж – Дакара”. К тому же, на старт второго по счету марафона “Абиджан – Ницца” уже выходил человек, которому предстояло прославить гонки по африканским пескам на весь мир.


Герой-одиночка

Солнце, невыносимая жара и бесконечный желтеющий горизонт, весь мир теперь, казалось, состоял только из песка. Сама природа играла с ним словно кошка с мышкой, выжимая последние жизненные соки. Три дня назад участник марафона “Cote d"Ivoire - Cote d"Azur” Тьерри Сабин заблудился в пустыне, а должен был смириться с тем, что надежды больше нет.

Начав выступать со своим отцом Жильбером в ралли, он сразу стал бороться за победы и удача до сих пор не покидала его. Когда он пробовал силы в гонках на выносливость, то победил в шести часах Спа и финишировал в Ле-Мане. Когда брался организовывать отоциклетную пляжную гонку, чтобы растрясти зимой курортное местечко Ле-Туке, то получилось соревнование, которое сегодня знает каждый французский мотогонщик.

И вот теперь наступила финальная точка этой истории – Сабин заблудился на мотоцикле в гонке “Абиджан - Ницца”. La Fin. Затемнение экрана. Конец!



Ставший бесполезным мотоцикл валялся где-то между пустыней Тенере и Ливией, в местечке с жутким названием “Черная гора”, а Тьерри Сабин медленно умирал без сил и воды, пока с самих небес к нему не спустился пилот маленького самолета, отправленного Жаном Клодом Бертраном на поиски пропавшего участника.

Победитель забирает все

Первый Дакар создавался, словно семейная вечеринка: горстка помощников, несколько друзей, жена, модель Диана Тьерри-Мег, и спонсор – производитель фруктовых соков Oasis. Зная толк в том, как составить нужное впечатление, Сабин успел поработать пресс-секретарем курорта Ле-Корбье и музыкальной группы "Il etait une fois", француз перевернул привычный мир автогонок с ног на голову.

Старт нового ралли-рейда проходил не в каком-то знакомом только занудам и учителям географии Абиджане, а с шумом и помпой в центре Парижа на площади Трокадеро, что напротив Эйфелевой башни. Финишировал марафон через 10 000 километров в курортном местечке Дакар – столице Сенегала и самой западной точке африканского континента.

Среди участников – все что угодно, от легковушек до грузовиков и без какого либо разделения на зачеты. Как пели тогда участник группы Abba: "The Winner Takes It All" – победитель забирает все. Причем самыми массовым и быстрым классом сразу стали мотоциклисты, между которыми и развернулась жаркая борьба за победу.


К шестому спецучастку гонки 1978 года лидером стал Патрик Шааль, но он сломал мизинец после неудачного падения. За двести километров до конца гонки отказал двигатель мотоцикла Жана-Клода Морелле и первым, курьезно подскользнувшись на финишном пандусе, стал Сирил Неве, не выигравший по ходу марафона ни одного спецучастка. Спустя всего десять лет “Париж - Дакар” принимал на старте уже 473 участников и меньше всего напоминал семейную авантюру. В воздухе кружили медицинские и телевизионные вертолеты, оборудование между бивуаками перевозили на транспортных самолетах, трансляции покрывали весь мир, а Жан Тодт бросал монету в десять франков, чтобы решить, кто из его подопечных получит приказ сбросить скорость. В борьбе за победу Ватанен и Икс были готовы раскрошить свои сверхдорогие прототипы Peugeot в африканскую пыль.


Единожды ускользнув от неминуемой смерти, главный романтик Дакара увидеть этого, увы, уже не мог. 14 января 1986 года во время очередного марафона его вертолет попал в песчаную бурю и разбился в дюнах Мали. “Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался”, - эти слова Тьерри Сабина до сих пор остаются девизом гонки. Сочетание опасности, борьбы на пределе сил и незабываемого приключения и делает ее такой особенной.

    Известный французский мотогонщик Тьерри Сабин пришел к идее организации чисто пустынного ралли в 1977 году, после того, как сам заблудился в песках Тенере (район Ливийской пустыни) и был спасен туарегами: Сабин посчитал, что гонка по пустыне Сахара станет настоящим испытанием - челледжем для сильнейших гонщиков всего мира.
    

МОТОГОНКИ.РУ, 2 января 2018 - Он собрал группу увлеченных и 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже стартовала первая внедорожная многодневка, изменившая авто- и мотоспорт до неузнаваемости. Тот «Дакар» называется Дакаром 1979 года, но отсчет начинается все же с 78-го.

Что изменилось за 40 лет?

Участники

В самом первом «Дакаре» приняли участие 182 экипажа: 90 мотоциклистов, 80 джипов и 12 грузовиков. До финиша добрались 74 стартовавших. С тех пор преобладание в стартовом списке именно мотоциклистов - визитная карточка ралли-марафона. В 1979 году не было деления на категории и классы техники, поэтому был только один подиум и один победитель, и им стал француз Сирил Невё на Yamaha XT500, а призовые места взяли Жиль Комт и Филипп Вассар - все трое на мотоциклах.


В 2017 году на старт вышли 143 мотоциклистов, 79 экипажей джипов, 50 экипажей грузовых автомобилей, а также 37 квадроциклистов и 8 экипажей UTV - всего 317 участников. Теперь каждый вид транспорта идет в своем зачете: BIKE, QUAD, UTV (SxS с 2018 года), CARS и TRUCS. Автомобили делятся на три подкатегории - T1, T2 и Open. В категории грузовых автомобилей неофициально участвуют (и получают стартовые номера) даже технички команд (класс T5).


Рекорд по количеству участников «Дакар» установил в 2005 году - 688 экипажей на старте, преимущественно, байкеров и джипов.

Маршрут

С 1978 по 2008 год гонка проводилась по Африке. В первом ралли маршрут был проложен по традиционно "французским" странам (бывшим колониям, где французский является государственным языком) - Алжиру, Нигеру, Мали, Верхней Вольте и Сенегалу. Затем, география гонки расширилась, в том числе, и по Европе: кроме Франции, маршрут стали прокладывать по Португалии и Испании; в список стран-участниц на африканском континенте вошли Марокко, Нигер, Египет, ЮАР, Ливия, Тунис, Мавритания и другие. Каждый год, несмотря на сохранение приверженности идее покорения пустыни, Тьерри Сабин придумывал все новые и новые маршруты, а длина маршрута варьировалась от 8000 до 15000 км, гонки продолжались от 10 до 20 дней.


С 2009 года гонка проводится в Южной Америке. Основной «базой» является Аргентина, где ралли стартовали и/или финишировали все эти 10 лет. В первые годы маршрут прокладывали по Чили, но в 2015 чилийская сторона была вынуждена отказаться от обеспечения гонки из-за технических, административных и финансовых сложностей. В 2017 году гонка взяла старт в Парагвае - для разнообразия. Теперь задействованы ресурсы Перу и Боливии, эти страны делят между собой бремя обеспечения каравана наравне с Аргентиной: на каждую страну приходится по трети маршрута. В 2018 году его продолжительность составит почти 9000 км: пути мотоциклистов, джиперов и грузовых авто будут расходиться несколько раз, поэтому суммарно байкеры преодолеют 8276 км, автомобили - 8793, а грузовики - 8710 км. 9000 км - новый «стандарт» длины маршрута ралли-марафона.


Условия гонки

Африканская глава «Дакара» - это история чисто пустынных гонок. Исключением стала редакция 1992 года из Парижа в Кейптаун (ЮАР), где часть маршрута проходила по нагорью Намибии с высотами до 2000 м, и где участникам пришлось переправляться через полноводные реки.


Южная Америка - это невероятный микс из классических раллийных трасс, пустынных и дюнных районов, а также высоких Андских Кордильер. С 2009 года перед участниками ралли стоит сложнейшая задача: им нужно быть готовым подниматься на 3000 м и спускаться до уровня океана. Высшей точкой маршрута последних лет стала отметка в 5000 м на пути по боливийскому Альтиплано (самому высокому плато после Тибета) в гонке 2017 года. Большая часть маршрутов по Боливии проходит на высоте более 2000 м над уровнем моря в течение нескольких дней.


Обеспечение

Самый первый старт 26 декабря 1978 года был серьезной авантюрой: символическая поддержка властей и минимальная техническая поддержка участников стали настоящим испытанием для спортсменов. Гонщики лично обслуживали свои мотоциклы, они должны были перевозить из бивуака на бивуак запас провизии, а транспортировку большей части грузов осуществляли гужевым транспортом и грузовиками. Заправку на маршруте осуществляли в обозначенных точках, куда приходили подводы с топливом. Так что, пропустив КП, можно было навсегда потеряться в песках. Медицинской помощи ждать не приходилось: гонку обслуживали всего две (!) кареты скорой и один вертолет, который занимался, преимущественно, поиском заблудившихся в песках.


Сейчас обеспечение гонки идет на государственном уровне, с участием местных властей. A.S.O. организует бивуак и логистику между лагерями по ходу следования. Бивуак представляет из себя огромный палаточный городок, где есть даже своя мобильная клиника. На каждом бивуаке разбиты пресс-центр и большая столовая с кейтерингом, где участникам ралли предлагаются самые разнообразные блюда и, как минимум, двухразовое питание. Каждая команда разбивает собственный лагерь и перевозит с бивуака на бивуак 10 тонн оборудования, включая личные вещи гонщиков.


Гонку обслуживают 137 специально подготовленных транспортных средств, в том числе: 1 оборудованный медицинский самолет, 6 самолетов для транспортировки журналистов, съемочных групп и персонала A.S.O., 10 вертолетов (в том числе 7 медицинских и 3 для контроля за гонкой), 10 оборудованных карет скорой помощи, 10 автобусов для перевозки персонала и гостей, 60 джипов сопровождения и мобильных техничек, 50 грузовиков, а также парк квадроциклов. За день до старта, на маршрут выходят скауты - группа разведки маршрута, которая проверяет проходимость проложенного ранее курса или меняет его в противном случае.


Навигация

До 1992 года на «Дакаре» вся навигация осуществлялась по картам и рукописным роад-букам. В 1992 впервые была применена GPS-технология, благодаря которой был пройден 20-дневный маршрут по западному побережью Африки до Кейптауна (ЮАР).


Сейчас использование GPS-навигаторов ERTF Unik II, а также систем спутникового слежения IriTrack является обязательным для каждого участника гонки. Чтобы прохождение маршрута не стало легкой прогулкой от точки к точке, возможности навигации Unik ограничены: навигатор лишь показывает направление к следующей контрольной точке на маршруте, скрывая актуальные координаты на местности от пилота; навигатор же записывает трек маршрута для учета прохождения всех контрольных пунктов, данные телеметрии затем изучаются дирекцией.


Пропуск контрольных пунктов (КП) влечет за собой наложение штрафа (дополнительных минут). IriTrack - «маячок безопасности», который всегда на связи со штабом гонки; с его помощью можно подать сигнал бедствия. Для навигации на маршруте участники гонки используют «легенду», прописанную в roadbook: листинг на каждый день гонки выдается на брифинге перед стартом или вечером предыдущего дня. «Легенда» может меняться в зависимости от сообщений от скаутов на маршруте, изменений в погодных условиях и т.д. Перепрошивка Unik II также необходима в этих случаях.

Безопасность

С 1978 по 2007 год гонкам в пустыне никто не угрожал. Вопросы безопасности касались, в основном, личной безопасности каждого гонщика в схватке с пустыней. Однако, гонка 2008 года была сорвана из-за террористической угрозы и фактического отсутствия контроля властей над обширными территориями, по которым проходило масштабное спортивное событие, после чего A.S.O. была вынуждена сменить континент.


С 2009 года ралли-марафон «Дакар», как уже было сказано, проходит по странам Южной Америки, гарантирующим мощную поддержку и обеспечение. Аргентина продемонстрировала самую горячую поддержку «Дакару». Участники ралли получают особый статус при прохождении государственной границы. Безопасность гонщиков и бивуаков в 2018 году обеспечат 22000 полицейских и национальных гвардейцев по всему маршруту.

Ралли Париж – Дакар является хорошим примером своевременной успешной идеи. Француз Тьерри Сабин был одним из лучших гонщиков 1970-х. Обстоятельства его жизни сложились так, что в определенный момент он сумел запустить маятник, который не останавливается уже четвертое десятилетие.

Прагматичное начало

В 1970-х гг. европейцы, которым нечем было заняться у себя дома, во всю гоняют по северной части африканского континента на двух- и четырехколесных аппаратах. Об этих небольших заездах было известны узкому кругу любителей. Но уже тогда существовали призовые места. Спонсоры обеспечивали финансовую поддержку, а администраторы занимались решением организационных вопросов.

Официальная история Дакара преподносит зарождающиеся гонки как исключительно державшиеся на энтузиазме гонщиков. Это не совсем так: энтузиазма было много, но коммерческая составляющая присутствовала и тогда.

Тьерри Сабин был одним из тех «энтузиастов», который гонял по пескам и камням Африки на мотоцикле. Ему было 28 лет. Участвуя в одном из ралли в 1977 г., он заблудился в африканской пустыне Тенере, простирающейся по территориям Нигера, Ливии и Чада.

История умалчивает, каким чудом он спасся. Известно лишь, что местные кочевники оказали ему помощь. Сам факт возвращения из африканской пустыни был экстраординарным: Сабин стал известной, как сейчас бы сказали, медиафигурой. Он получает прозвище «спасшийся из песков». На фоне героического ареола Сабина в сообществе гонщиков, их спонсоров и администраторов вырисовывается перспектива организации масштабного заезда, который по всем расчетам мог бы привлечь внимание большого количества людей.

Расчет оказался абсолютно правильным. К концу 1978 г. подготовлен маршрут с расписанием ежедневных заданий, заявлены участники, а Тьерри Сабин как «настоящий пионер» («true pioneer») начинает придумывать увлекательные лозунги. Наиболее удачный используется и сегодня: «Поединок для участников. Мечта для зрителей».

Сложности с названием

На каком основании дакаровская гонка была названа «ралли» — не совсем понятно. Значение слова «ралли» — гонка по трассе, которая может проходить и на коротких дистанциях, и на продолжительных расстояниях между городами и странами. Однако наличие автомобильной дороги общего назначения, любой, необязательно асфальтированной, является отличительным элементом такого вида гонки. Напротив, Париж-Дакар – это езда по бездорожью на выносливость (человеческую и транспортного средства). Чтобы устранить терминологическую путаницу, придумали название «ралли-рейд» («rally raid» — «ралли-набег»), которое стало обозначать гонку по бездорожью. Но сложный термин не прижился: до сих пор употребляют просто «ралли», хотя это и неверно.

Из Парижа гонка стартовала первые 6 лет. С 1985 г. место начала ралли периодически менялось. Различные районы Франции, испанские города и даже португальский Лиссабон становились местом старта. В связи с этим присутствие Парижа в названии стало неактуальным. Оставили простое «ралли Дакар».

Африка – континент неспокойный. Низкий уровень жизни, политическая нестабильность, терроризм – эти факторы преследовали ралли на протяжении всего африканского этапа. Организаторы Дакара смогли провести гонку по начальному маршруту 2 раза: в 1979 г. и в 1980 г. Гонщики после высадки на африканский континент следовали через Алжир, Мали, Нигер и далее на восток через небольшие африканские страны до синегальского Дакара.

Но уже в третьем заезде, в 1981 г., из соображений безопасности маршрут начинают менять: гонка проходит, минуя ту или иную страну. В 1984 г. маршрут проложили со значительным отклонением на юг, с заездом в Кот-д’Ивуар. Сложная ситуация в Алжире привела тому, что с 1989 г. высадка на африканском континенте попеременно осуществлялась в Тунисе, Ливии и Марокко.

Несмотря на небольшие изменения в маршрутах, общее направление движения в течение 12 лет лежало с северного побережья Африки на юг, в центр континента, и затем – на западное атлантическое побережье. 1992 год стал революционным. Организаторы отказались от крюка с севера на запад и решили провести первую в мире трансафриканскую гонку. Участники ралли проехали континент с севера на юг – от Ливии до ЮАР. Маршрут, естественно, максимально выпрямили, но все равно вышло длинно – более 12 тыс. км.

Из соображений безопасности с 1994 г. кататься по центральной Африке перестают. Аккуратно прокладывают путь по западному побережью с заездом в относительно спокойные Мавританию и Мали.

Выделяются маршруты 2000 и 2003 г. Первый – снова стал трансафриканским, только на этот раз – с запада на восток. Гонщики проехали от Дакара до Каира. В 2003 г. пунктом назначения стал Шарм-эль-Шейх.

Африканская история закончилась в 2008 г., когда за несколько дней до начала гонок МИД Франции официально предупредил организаторов, что их проведение по предполагаемому маршруту несет в себе потенциальную угрозу безопасности не только участникам, но и нескольким тысячам зрителей. Террористы предполагали провести атаку в Мавритании, по которой проходила большая часть пути. Времени на проработку нового маршрута не было: заезд был отменен.

Американские маршруты

С 2009 г. ралли Дакар кардинально меняет свое место дислокации. Из находящейся неподалеку от европейского берега Африки оно перемещается через Атлантический океан в Южную Америку. Здесь не стреляют, не захватывают заложников и не взрывают отели. Организационно мероприятие от переезда только выиграло. Европейским болельщикам стало дороже и дольше добираться.

Так как по тропическим джунглям особо не поездишь, для гонок были выбраны менее жаркие и более проходимые Аргентина, Чили, Перу и немного Боливии. Сегодня южноамериканский Дакар – хорошо организованное безопасное соревнование. Однако сумасшедшие маршруты по 15 тыс. км. остались в далеких 1980-х гг.

Таблица 1. Маршруты, протяженность и количество участников в ралли 1979-2016 гг.

Маршрут

Длина маршрута

Количество участвовавших транспортных средств

Общая, км.

Из них спецучастки, %

На старте, шт.

Из них дошли до финиша, %

1979 Париж – Алжир – Дакар 10 000 32 182 41
1980 10 000 41 216 38
1981 6 263 54 291 31
1982 10 000 60 385 33
1983 12 000 43 385 32
1984 12 000 49 427 35
1985 Версаль — Алжир – Дакар 14 000 53 552 26
1986 15 000 52 486 21
1987 13 000 64 539 23
1988 12 874 51 603 25
1989 Париж – Тунис – Дакар 10 831 61 473 44
1990 Париж – Ливия – Дакар 11 420 75 465 29
1991 9 186 63 406 43
1992 Париж – Ливия – Кейп Таун (трансафриканский) 12 427 50 332 51
1993 Париж – Марокко – Дакар 8 877 50 153 44
1994 Париж – Испания – Марокко – Дакар – Париж 13 379 33 259 44
1995 Гранада (Испания) – Марокко – Дакар 10 109 57 205 50
1996 7 579 82 295 41
1997 Дакар – Нигер – Дакар 8 049 81 280 50
1998 10 593 49 349 30
1999 Гранада – Марокко – Дакар 9 393 60 297 37
2000 Дакар – Каир 7 863 64 401 56
2001 Париж – Испания – Марокко – Дакар 10 219 60 358 39
2002 Аррас (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 436 69 425 31
2003 Марсель – Испания – Тунис – Шарм-эль-Шейх 8 552 61 490 38
2004 Провинция Овернь (Франция) – Испания – Марокко – Дакар 9 507 49 595 27
2005 Барселона – Марокко – Дакар 9 039 60 688 31
2006 Лиссабон – Испания – Марокко – Дакар 9 043 53 475 41
2007 7 915 54 511 59
2008 Отменен из соображений безопасности
2009 9 574 50 501 54
2010 9 030 53 362 52
2011 9 605 52 407 50
2012 Мар Дел Плата (Аргентина) – Чили – Лима (Перу) 8 393 50 443 56
2013 Лима – Аргентина – Сантьяго (Чили) 8 574 48 449 67
2014 Росарио (Аргентина) – Боливия – Вальпарасо (Чили) 9 374 56 431 47
2015 Буэнос-Айрес – Чили – Буэнос-Айрес 9 295 51 406 51
2016 Буэнос-Айрес – Боливия – Росарио 9 075 53 354 60
СРЕДНЕЕ: 10 040 55 402 41

Как проходят гонки Дакар

Это – самые свободные гонки в мире. Участвовать может, кто угодно, на каком угодно транспортном средстве, начиная от мотоцикла и заканчивая грузовиком. Несмотря на то, что автомобильные корпорации в полной мере используют ралли как рекламную площадку, организаторы всегда приветствовали желающих поучаствовать «с улицы». Любительский дух Дакара жив до сих пор. Любой человек может подать заявку на участие. Но таких «чудаков» с каждым годом становится все меньше. Возможно, люди стали прагматичнее. Возможно, время Дакара проходит.

Правила дакаровской гонки минимальны:

  • Все участники заезда должны строго следовать заданному маршруту и выполнять ежедневные задания.
  • Средняя длина трассы – 10 тыс. км. Около половины из них занимают так называемые «спецучастки»: пески, грязь, травяные грунты, горные породы.
  • Вся трасса разбивается на ежедневные непрерывные этапы. Протяженность каждого – до 900 км.
  • Как правило, один день посредине ралли – это «rest day» — гонки не проводятся.
  • Маршруты для мотоциклов, автомобилей, грузовиков и квадроциклов – различны по сложности и протяженности. Победитель устанавливается в каждом виде транспорта.
  • Южноамериканский заезд длится 15 дней (африканские были по 22 дня);
  • Месяц проведения – январь.

Победители Дакара

За уже почти сорок лет в дакаровской гонке сложились некоторые тенденции, свойственные спортивным соревнованиям. В частности, участники и команды, представляющие ту или иную страну, специализируются на определенных транспортных средствах. Соответственно, в каждом из четырех видов гонки есть лидеры, побеждающие чаще всего. Например:

  • российские команды обычно лучшие в заездах на грузовиках (конечно, на КАМАЗах);
  • французы традиционно лидируют на мотоциклах (не забываем, что основатель – француз Тьерри Сабин – был мотоциклистом);
  • на автомобилях также часто лучшие – французы;
  • аргентинцы обычно берут пальму первенства на квадроциклах.

Ниже представлена сводная таблица по представителям странам, чаще всего побеждавших в Дакаре.

Таблица 2. Страны, представители которых были лучшими в ралли с 1979 г. по 2016 г.

А что же Тьерри Сабин?

Он принимал самое активное участие в организации этих гонок в течение 9 лет. В 1986 г., в период проведения ралли, он и еще несколько человек пролетали на вертолете над малийской пустыней. В результате налетевшей песчаной бури вертолет потерял управление и разбился. Так, пустыня позволила ему выжить в 28 лет, чтобы он создал самую лучшую и масштабную гонку в мире. Но она же забрала его жизнь в 37.

В воздухе запахло новогодними праздниками. А значит, ралли-рейдовые команды со всего мира вот-вот стартуют в главной гонке сезона - марафоне Дакар, который последние девять лет проходит в Латинской Америке. На этот раз легендарные соревнования стартуют 6 января в столице Перу, Лиме, а финишируют двумя неделями позже в Аргентине, в городе Кордоба. Таким образом, маршрут нынешнего Дакара сразу начинается с песков, а в середине дистанции гонщиков ждет почти что пятидневное испытание высокогорьем в Боливии.

А чуть раньше на Черном континенте завершится гонка Africa Race. Маршрут этих двухнедельных соревнований проложен по территории трех стран - Марокко, Мавритании и Сенегала. То есть, буквально по тем же самым местам, где раньше, до вынужденного переезда в Южную Америку, проходил «классический» Дакар.

В этом году в южноамериканском Дакаре готовится стартовать 92 экипажа на легковых автомобилях. Среди них всего два российских дуэта - из калининградской команды Konturterm Racing. Бизнесмен Сергей Шихотаров, дебютировавший в Дакаре год назад, сядет за руль прототипа Toyota FJ Cruiser, а его сын Иван будет пилотировать прошлогоднюю машину отца - пикап Toyota Hilux. Прокладывать маршрут Сергею будет штурман Андрей Самарин, также начинавший спортивную карьеру в трофи-рейдах, а Ивану - рижанин Олег Уперенко.

Основным претендентом на победу в нынешнем Дакаре выглядит, конечно, заводская команда Peugeot Sport. С прошлого года французы вновь модернизировали свои багги Peugeot 3008 DKR. Эти заднеприводники выделяются сочетанием небольшого веса, огромных ходов подвесок, системы подкачки шин и мощного турбодизеля V6 3.0. Да и пилотский состав у Peugeot - настоящая «дрим-тим»: тут и тринадцатикратный победитель Дакара Стефан Петерансель, и девятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Лёб, и триумфатор Дакара-2010 Карлос Сайнс, и Сириль Депре, пять раз выигрывавший легендарный марафон на мотоцикле.

Составить конкуренцию французам готовится немецкая команда X-raid, построившая к этому розыгрышу Дакара свой . На Mini John Cooper Works Buggy поедут финн Микко Хирвонен, американец Брайс Мензис и саудовец Язид Аль-Раджи. Правда, их шансы на победу не кажутся высокими: новая машина пока не прошла ни одной гонки и может банально оказаться «сырой». А традиционные полноприводные Mini уж слишком уступают французским багги в скорости. Хотя поведут технику 4х4 от Х-raid в бой тоже опытные пилоты - аргентинец Орландо Терранова, испанец Нани Рома и поляк Якуб Пжигонский.

Кто наверняка будет прессинговать гонщиков Peugeot Sport, так это Нассер Аль-Аттия. Катарец второй год подряд выступает на пикапе Hilux заводской команды Toyota Gazoo Racing SA. Недостатки автомобиля он способен компенсировать своим выдающимся мастерством и выверенным риском. Да и южноафриканские инженеры провели большую работу по совершенствованию конструкции Тойоты. Наверняка стоит ждать хорошего выступления и от коллеги Нассера по команде, Жиниеля де Вильерса. Южноафриканец славится выдающейся надежностью: он финишировал во всех четырнадцати Дакарах, в которых участвовал, и был победителем марафона в 2009-м. А еще де Вильерс четырежды занимал призовые места, имея заведомо более слабую технику, чем у конкурентов.

Конечно, основное внимание российских болельщиков традиционно приковано к грузовому зачету Дакара, где выступает камазовская дружина. На этот раз в гонке поедут четыре экипажа на бело-голубых грузовиках: прошлогодний победитель Эдуард Николаев, чемпион-2015 Айрат Мардеев, а также Дмитрий Сотников и Антон Шибалов. Все машины - традиционной для КАМАЗа бескапотной компоновки, но различия между ними есть. Так, на грузовике Сотникова установлен экспериментальный рядный мотор объемом 13 литров, тогда как на остальных - привычный двигатель Liebherr V8 объемом 16,2 литра.

В предыдущие годы основными соперниками камазовцев были гонщики заводской команды Iveco. Но на этот раз итальянско-голландский коллектив выступает сокращенным составом: его руководитель, двукратный победитель Дакара Жерар де Рой, решил выступать в марафоне Africa Race. Вместе с ним на Черный континент отправится экипаж Вуфа ван Гинкеля. Де Рой надеялся сразиться в африканских песках с камазовцами, однако в этот раз российская команда решила не распылять свои силы и сосредоточиться на более престижном Дакаре. Тем не менее, Iveco в Южной Америке не стоит списывать со счетов - на борьбу с дружиной из Набережных Челнов нацелены многоопытный аргентинец Федерико Виллагра, Артур Ардавичус из Казахстана и голландец Тон ван Генутген.

Стоит держать на заметке и еще несколько быстрых пилотов: например, голландца Мартина ван ден Бринка на капотном Renault Sherpa (год назад он выиграл один этап), чехов Мартина Коломы (на Татре Phoenix с кабиной от DAF) и Алеша Лопраиса (на капотнике Tatra T815). Будем болеть и за три «грузовых» экипажа из братской Беларуси, которые поведут в бой мазовцы Сергей Вязович, Александр Василевский и Алексей Вишневский.

В классе квадроциклов вновь выйдет на старт россиянин Сергей Карякин -прошлогодний победитель Дакара остался верен технике марки Yamaha. Но соперники у екатеринбуржца будут очень серьезные: прежде всего это победитель Дакара-2014 Игнасио Касале из Чили и легендарный Рафал Соник - в активе у 51-летнего поляка победа в 2015 году, серебро и две бронзы. Добавим сюда молодого аргентинца Джеремиаса Гонсалеса Фериоли (второе место в 2015 году), его бывалого земляка Пабло Копетти и быстрого боливийца Вальтера Носилью. Сильно выступить могут также французы - Симон Витс (в 2017-м до схода он боролся с Карякиным) и прошлогодний дебютант Аксель Дютрие, сходу финишировавший пятым. А еще на Дакаре-2018 дебютируют квадроциклисты из Казахстана - Максим Антимиров и Дмитрий Шилов.

Обновленный квадроцикл Сергея Карякина

Предсказать исход гонки в мотоциклетном зачете - задача сложная: аж 142 участника, и из них почти десяток чрезвычайно сильных спортсменов на прекрасно подготовленной технике от заводских и полузаводских команд. Тут и победитель Дакара-2017, англичанин Сэм Сандерленд (KTM), и серебряный призер той же гонки Маттиас Валкнер (KTM) из Австрии, и один из героев Дакара-2015, португалец Пауло Гонсальвес (Honda), и вся тройка призеров 2016 года - Тоби Прайс (KTM) из Австралии, словенец Стефан Свитко (KTM) и Пабло Квинтанилла (Husqvarna) из Чили. А вот российских мотогонщиков в этом году в Южной Америке не будет.

Марафон Africa Race, конечно, уступает Дакару и по уровню участников, и по их количеству, и по престижности. Но не по качеству маршрута! Многокилометровые спецучастки в марокканских и мавританских пустынях год от года привлекают все больше участников. И сейчас число экипажей, заявленных в Africa Race на автомобилях и мотовездеходах, уже достигло сорока пяти.

В этом году африканскую гонку вновь предпочел Дакару один из самых успешных российских марафонцев, Владимир Васильев. Напомним, что обладатель Кубка мира 2014 года уже участвовал в Africa Race в прошлом сезоне, и завершил ее . По словам штурмана петербуржца, Константина Жильцова, после пропуска половины сезона-2017 ехать на Дакар не имело смысла. «Пять дней на высокогорье дали бы слишком большую нагрузку на организм, а в африканских песках можно хорошо подготовиться к новому сезону». Российский дуэт выведет на старт привычную технику - дизельный прототип Mini All4Racing.

Кроме того, в Африку отправятся еще три наших быстрых пилота. Обладатель Андрей Рудской сядет за руль бензинового прототипа G-Force, Денис Кротов поведет «в бой» дизельный BMW X3, а чемпион страны Алексей Титов выведет на старт пикап Ford F-150 Raptor «серийной» категории T2.

Африканская гонка привлекла внимание и сильных европейцев, для которых участие в Дакаре чересчур накладно или просто не приносит удовлетворения. В частности, в путь к Розовому озеру в Сенегале отправятся французские баггисты Матье Серрадори, Лионель Бо и Паскаль Томас, которые уже принимали участие в южноамериканском марафоне, а также постоянные участники Кубка мира, чех Мирослав Заплетал и румын Костел Казунеану.

В мотоциклетном и квадрозачете Africa Race в общей сложности стартует 38 спортсменов. Главная звезда - это норвежец Пал-Андерс Уллевастер, серебряный призер Дакара-2010. Готовится к гонке и один гонщик из России: уже в третий раз на старт африканского марафона выйдет Дмитрий Агошков на KTM. В 2016 году тольяттинец финишировал четвертым, но в прошлом году сошел из-за поломки мотоцикла.

А еще в марафоне стартует 25 грузовиков. Конечно, многие из них - заурядные технички, но в этом году африканские пески решил опробовать лично Жерар де Рой - руководитель и пилот заводской команды Petronas Team De Rooy Iveco. А это значит - скучно точно не будет!

«Париж-дакар», наверное, самое престижное ралли, в котором участвуют четыре вида машин: мотоциклы, автомобили, грузовики и квадроциклы. И победы в нем тоже очень престижные, а еще яркие, запоминающиеся, потому что достаются всегда в результате упорной борьбы.

Когда гонка только начиналась, мотоциклы и автомобили не разделяли - шли они в общем зачете. И так получилось, что в 1978 г. весь пьедестал был занят мотоциклистами. Победители:

  • 1-е место - Сирил Неве (мотоцикл Yamaha 500 XT);
  • 2-е место - Жиль Комт (мотоцикл Yamaha);
  • 3-е место - Филипп Вассар (мотоцикл Honda).

Для Сирила Неве эта победа была особенно дорога, потому что стала плодом семейного путешествия: отец оказывал техподдержку, брат тоже участвовал в гонке. На следующий год Неве снова стал победителем, но потерял свои позиции в 1980-м, сменив мотоцикл - Honda не принесла ему удачи, победителем ралли 1981-го года стал Юбер Ориоль. В 1982-м Сирил вернулся на пьедестал, потом лидировал и проигрывал, но расстаться с гонками не мог еще много лет.

Победители ралли «Париж-Дакар» становились известны всему миру, за их успехами и перипетиями борьбы следили с особенным вниманием, радуясь за любимых спортсменов и команды и огорчаясь вместе с ними.

Победители среди грузовиков

Самой, наверное, захватывающей частью знаменитого ралли всегда были гонки на грузовых машинах. Трасса, проложенная фактически по бездорожью, как «Париж-Дакар», дает грузовикам возможность показать свои достоинства в полной мере. Первым победителем среди тяжеловесов «Дакара» в 1980-м году стала алжирская команда на Sonacome. А первый рекорд по количеству побед поставили команды Mercedes-Benz, бывшие на первом месте в течение пяти лет - с 1982 по 1986 год. Одержав первую победу в 1988 году, Tatra потом еще пять раз становилась победителем, являясь до сих пор одним из лидеров. Четыре победы подряд одержала команда Perlini (1990–1993 гг.), но на первое место она больше не выходила.

А с 1996 года начинаются победы «КАМАЗ-Мастер», российской команды, завоевавшей титул чемпиона уже 12 раз. В гонках по пустыне, по бездорожью нашим спортсменам просто нет равных. Во многом их победы объясняются тем, что участники команды сами проектируют и собирают машины, сами их испытывают, знают все особенности каждого грузовика. Победители не только «Париж-Дакар», но и многих других гонок, они стали легендой мирового автоспорта.

Команды-победители «Дакара» (первые места):

  • «КАМАЗ» - 12 побед;
  • Tatra - 6 побед;
  • Mercedes-Benz - 5 побед;
  • Perlini - 4 победы;
  • Sonacome, ALM/ACMAT, DAF, Hino, MAN, Iveco завоевали пока по одной победе.

Loading...Loading...