Крупнейшие авиакатастрофы, погубившие спортивные команды. Темный день в истории футбола. Гибель Великого Торино Гибель сборной Замбии

6 февраля 1958 года самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. В этот день мы решили вспомнить пять авиакатастроф, в которых погибли спортсмены.

В 40-е годы XX века туринская команда составляла реальную конкуренцию своим соседям по городу из "Ювентуса". Более того - "Торино" являлась одной из лучших итальянских команд послевоенного времени - особенно после трёхкратной победы в национальном чемпионате (1946, 1947, 1948 гг.). Всего же, с учётом перерыва в военный период, "Торино" пять раз побеждала в скудетто. На момент трагедии клуб снова лидировал в чемпионате с отрывом в четыре очка.

Трагедия произошла 4 мая 1949 года, когда команда возвращалась домой из Португалии, где потерпела поражение от лиссабонской "Бенфики" со счётом 3:4. На борту самолёта Fiat G.212CP находились 18 футболистов "Торино", а также руководство клуба и несколько журналистов - всего 31 человек. При этом в Барселоне, где самолёт с игроками "Торино" садился на дозаправку, туринские футболисты встретились и пообщались с соперниками по чемпионату - игроками "Милана".

Самолёт потерпел крушение совсем недалеко от Торино. Пилоты по причине сильного тумана потеряли ориентацию в пространстве и врезались в ограду католической Базилики Суперга, после чего авиалайнер резко развернуло, и он с большой скоростью рухнул вниз. Все люди, находившиеся на борту, погибли. Единственным оставшимся в живых игроком "Торино" того периода стал Лауро Тома, который не полетел с командой в Лиссабон из-за полученной травмы.

Гораздо меньшие потери по сравнению с "Торино" понёс именитый британский клуб. Более полувека назад, 6 февраля 1958 года, самолёт авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", потерпел крушение в аэропорту Мюнхена. На борту авиалайнера находились футболисты клуба, руководство МЮ, а также болельщики и журналисты - всего 23 человека из 44.

Крушение самолёта с манкунианцами произошло по пути из Белграда, где команда провела матч против местной "Црвены Звезды" в рамках Лиги Чемпионов. Самолёт сел на дозаправку в Мюнхене, после чего попытался взлететь, однако этому помешали повышенные колебания в левом двигателе. Вторая попытка также окончилась неудачей. Третьей попытке взлёта помешал начавшийся снегопад, из-за которого авиалайнер потерял скорость. Левое крыло самолёта задело близлежащий дом.

21 человек на борту скончался мгновенно, остальные потеряли сознание. Впоследствии виновником катастрофы назвали пилота, однако спустя десять лет после катастрофы он был оправдан ввиду того, что из-за начавшегося на момент третьего взлёта снегопада в конце взлётной полосы образовалось большое количество снега, что и стало причиной погашения скорости лайнера.

Сборная США по фигурному катанию 15 февраля 1961 года

В 1961 году 18 лучших фигуристов США должны были принять участие в чемпионате мира, который должен был состояться в Праге. 15 февраля спортсмены вместе с тренерами, официальными представителями и родственниками взошли на борт нового Boeing 707. Самолет вылетел из аэропорта имени Дж. Кеннеди в Брюссель, где сборную США ожидала пересадка до Праги.

Спустя несколько часов авиалайнер разбился в лесистой местности возле села Берг неподалеку от бельгийской столицы. Погибли все 72 человека, находившиеся на борту, а также один человек на земле. Чемпионат мира 1961 года в Праге был отменён. Среди жертв трагедии были Мэрибел Винсон-Оуэн - тренер американской команды и ее дочери Лоренс и Мэрибел - члены сборной США по фигурному катанию.

Следователи не обнаружили никаких признаков неполадок на борту. Почему на высоте менее 300 метров двигатели Boeing неожиданно увеличили мощность и уже выпущенные шасси втянулись обратно до сих пор неизвестно. Авиакатастрофа нанесла тяжелый удар по американскому фигурному катанию, только в 1968 году в США появились новые чемпионы.

В советское время "Пахтакор" был крайне крепкой командой всесоюзного чемпионата. Однако 11 августа 1979 года произошли события, которые чёрными буквами вписаны в историю клуба. Самолёт Ту-134, в котором команда летела в Минск на очередной матч чемпионата СССР с минским "Динамо", столкнулся с аналогичным самолётом на высоте 8400 метров над украинским Днепродзержинском. Один из самолётов направлялся из Челябинска в Кишинёв, другой - из Ташкента в Минск.

Погибли все находящиеся в обоих самолётах 178 человек (94 в молдавском и 84 в белорусском). В числе погибших были и 17 игроков "Пахтакора".

Несмотря на трагедию, советское руководство решило помочь команде посредством перехода игроков из других клубов, а также сохранением "прописки" в Высшей лиге СССР, независимо от результатов выступлений, сроком на три года.

7 сентября 2011 года самолет Як-42 вылетел из аэропорта Туношна, на его борту были игроки ХК "Локомотив". Они направлялись в столицу Белоруссии, где на следующий день была назначена игра с местным "Динамо". Это должен был быть первый матч ярославцев в сезоне 2011-2012 Континентальной хоккейной лиги.

На взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, находившегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта. На борту самолета находились 45 человек, из которых в живых остался только член экипажа Александр Сизов. Врачи несколько дней боролись за жизнь чудом выбравшегося из под развалов хоккеиста Александра Галимова, но его травмы были изначально не совместимы с жизнью.

Сразу же после авиакатастрофы руководство КХЛ приостановило чемпионат на несколько дней, о дальнейшей судьбе команды никто в тот момент и не думал. Вскоре было принято решение, что "Локомотив" вернется в КХЛ только в сезоне-2012/13, а текущий сезон команда пропустит.

Позже МАК назвал непосредственной причиной катастрофы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолёта, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них допустил роковую оплошность так и не удалось.

В свой золотой век Торино забивал больше 100 голов за сезон. Один единственный из них лидеру клуба, Валентино Маццоле не следовало забивать... Этот гол стал роковым для клуба и для всего итальянского футбола. 24 апреля 1949 года в Бари, незадолго до финального свистка, Маццола сравнял счет (1:1). Благодаря этому голу, Торино уже за пять туров до окончания итальянского первенства стал недосягаем для соперников. Это чемпионство стало для клуба 4-ым подряд. Президент клуба Ферруччо Ново захотел вознаградить команду поездкой за границу. Уже на следующий день он договорился о товарищеском матче в Лиссабоне с Бенфикой...

Четверг, 4 мая 1949 года, выдался в Турине хмурым и пасмурным. Над городом нависали тяжелые свинцовые тучи, собравшие, казалось, всю влагу с Альп. Около четырех пополудни небо и вовсе потемнело. Во мгле скрылись очертания 167-метровой «Башни Антонелли», пошел сильный дождь, стало по-осеннему холодно, как в ноябре. Люди старались не выходить без дела на улицу, а те, кто еще был на работе, лихорадочно посматривали на часы - поскорее бы вернуться домой и укрыться в тепле. И лишь в штаб-квартире футбольного клуба Торино никто не проявлял видимой спешки. Здесь терпеливо ждали сообщений о возвращении команды из Португалии, где она накануне провела товарищеский матч с Бенфикой. Учитывая характер погоды, еще с утра направили клубный автобус в Миланский аэропорт - на случай, если посадка в Турине окажется невозможной. Уже пробило пять, но никаких сообщений не поступало. Томительное ожидание переросло в тревогу, а в начале шестого по городу поползли страшные слухи: в пригороде Турина, там, где находится знаменитый собор Суперга с усыпальницами савойских монархов, произошла катастрофа какого-то самолета.

Бросившихся на машинах к месту происшествия сотрудников клуба и карабинеров буквально поразило увиденное: бортовой номер самолета, врезавшегося прямо в земляное основание собора, и разметанные фрагменты футбольной амуниции не оставляли сомнений в личности погибших; это подтвердили и результаты последующего опознания: практически весь основной состав команды Торино - бессменного чемпиона послевоенной Италии, из которого десять футболистов входили в сборную страны.

Из-за плохой погоды пилот не обратил внимание на то, что он опустил самолет слишком низко в направлении посадочной полосы. И вместо нее машина врезалась в находящийся рядом с городом холм Суперга, на котором стоит знаменитый храм в стиле барокко.

Не стало Великого Торино: вместе с запасными, катастрофа унесла жизни восемнадцати игроков. Их участь разделил тренерский штаб: Эгри-Эрбштейн, Ливзли, Кортина; обслуживающий персонал, сопровождавшие команду туринские журналисты и четверо летчиков - в общей сложности 31 человек.

Из той команды остался в живых лишь Лауро Тома, который из-за травмы не полетел на игру в Лиссабон, а также запасной голкипер Ренато Гандольфи и молодой воспитанник Луиджи Гандольфи, также не полетевшие на матч. Президент клуба Феруччо Ново, который создал эту суперкоманду, тоже остался тогда в Турине.

Похороны прошли 6 мая 1949 года, и на них присутствовало порядка миллиона человек. Турин был мысленно со своими символами ушедшей эпохи.

Сезон 1948/49 завершали ребята из молодежного корпуса Торино. Они выиграли все оставшиеся матчи и добыли Скудетто для Торино, но это был горький триумф. 26 мая 1949 года на Стадио Коммунале был организован благотворительный матч, доходы от которого пошли к родственникам погибших. Играл Ривер Плейт против Символической команды Торино, которая состояла из одиннадцати блистательных игроков, которые были одолжены у всех команд лиги и надели гранатовые футболки. Матч закончился ничьей 2:2. Становление команды после этой ужасной трагедии было весьма тяжелым. Феруччо Ново решил построить новую команду на основании талантливой молодежи из Примаверы клуба. Кроме того, было сделано несколько точечных приобретений. Сезон 1950/51 стал началом довольно мучительного периода в истории клуба - быки спаслись от вылета лишь в последнем туре. То же самое повторилось и на следующий год. И только в сезоне 1975-1976 года клуб вновь выиграл чемпионат Италии.Торино стал первым клубом в Италии, чьи болельщики организовали официальный фан-клуб. В 1951 году родился "Gruppo Sostenitori Granata" - первый клуб болельщиков в Италии.

"Не будь Суперги, у Уругвая и Германии на одно звание чемпиона мира было бы меньше", - утверждает Оресте Комольо. Когда началось возвышение Торино, ему было 22 года. Сейчас, когда ему исполнилось уже 89, он все еще является страстным поклонником своей команды.

Вначале на Суперге были потеряны герои, а затем была потеряна и их колыбель - стадион "Филадельфия". С 60-х годов на нем перестали играть и оставили без присмотра, а в 1997 году и вообще снесли.

У самого Комольо сил уже не хватает, но его внуки выходили на демонстрацию протеста, когда областное правительство запланировало на месте, где находился стадион "Филадельфия", строительство пресс-центра для зимних Олимпийских игр 2006 года. "Здесь до 1949 года мы были непобедимы", - гордо заявляет Якопо Розателли. Со своей матерью и дедом Оресте Комольо, они посещают холм Суперга регулярно в годовщину падения самолета. "Мы возлагаем цветы и рыдаем", - рассказывает молодой 24-летний парень. Их семья не одинока. 4 мая 2003 года, когда Торино в годовщину трагедии вылетел в Серию Б, почтить команду Валентино Маццолы пришло 50 000 человек.

Вечная память погибшим...

«Торино», 1949

Футбольный клуб «Торино » образца 1940-х годов был суперклубом чемпионата Италии . С 1946 по 1948 год он трижды завоёвывал золотые медали национального чемпионата. 3 мая 1949 года в Португалии состоялся матч между командами «Торино» и «Бенфика», в котором итальянская команда проиграла португальскому клубу со счётом 3:4. На следующий день команда «Торино» вылетела из Лиссабона на трёхмоторном самолёте Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов, экипаж, руководители клуба и журналисты, всего - 31 человек.

Самолёт сделал промежуточную остановку в Барселоне для дозаправки, где игроки «Торино» повстречались с друзьями-соперниками из «Милана ». Миланцы пересаживались на рейс до Мадрида и оказались последними, кто видел туринцев живыми. Около пяти часов вечера, когда до города Турина оставалось совсем немного, самолёт попал в зону повышенной туманности, из-за чего пилот потерял ориентацию в пространстве. Самолёт задел левым крылом ограду построенной на холме базилики Суперга, его развернуло и он с большой скоростью врезался в землю. Все находящиеся на борту пассажиры погибли. Здесь не обошлось без счастливой случайности для одного из игроков - Лауро Тома остался дома и не полетел на матч с «Бенфикой» из-за травмы.

Футболисты "Торино" посмертно стали чемпионами Италии.

ВВС, 1950

7 января 1950 года созданная Василием Сталиным хоккейная команда ВВС разбилась вблизи аэропорта Кольцово рядом со Свердловском. В сложных метеоусловиях (метель, сильный ветер) самолёт потерпел катастрофу. На борту находились 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС, направлявшиеся в Челябинск на матч с местным «Дзержинцем», а также 6 членов экипажа. Все 19 человек погибли. По счастливой случайности на этот самолет опоздал будущий капитан сборных СССР по футболу и хоккею Всеволод Бобров . Версии этого опоздания разные: злые языки говорили, что великий спортсмен выпил лишнего, а сам Бобров кивал на своего брата, который неправильно завел будильник.


«Манчестер Юнайтед», 1958

6 февраля 1958 года не только Англию , но и весь мир потрясла трагедия, случившаяся с одной из лучших в мире команд – «Манчестер Юнайтед», получивших прозвище «малыши Басби ». Футболисты, тренеры, несколько болельщиков и журналистов возвращались с матча Кубка европейских чемпионов в Белграде . Самолет британской компании British European Airways делал дозаправку в Мюнхене .

Пилоты Джеймс Тейн и Кеннет Реймент предприняли две попытки взлёта, но отменили обе из-за повышенных колебаний. Не желая сильно отставать от графика, капитан Тейн отказался остаться в Мюнхене на ночь, решив предпринять третью попытку взлёта. Она оказалась роковой. Самолет пробил забор в конце ВПП и врезался в жилой дом. В этой катастрофе погибли 23 человека из 44-х находившихся на борту. Раненые были доставлены в мюнхенский госпиталь.

Кстати, 22-летний Уилан Лиам, поднимаясь перед взлетом по трапу, указал товарищам на сильнейший снегопад и произнес: «Мы, наверное, погибнем, но я готов к этому». А выживший в этой катастрофе Бобби Чарльтон через 8 лет стал чемпионом мира. Через 10 лет после катастрофы Тейн был полностью оправдан.

Сборная США по фигурному катанию, 1961

15 февраля 1961 года "Боинг 707" авиакомпании Sabena, летевший из аэропорта Дж. Кеннеди в Нью-Йорке , разбился при посадке в столице Бельгии Брюсселе . Погибли все 72 человека, а также один человек на земле. Среди погибших была сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена) которая направлялась на чемпионат мира в Прагу . Эта авиакатастрофа стала причиной отмены чемпионата мира по фигурному катанию в знак скорби по погибшим.

«Пахтакор», 1979

Это одна из крупнейших катастроф в истории авиации. В тот день в 13.35 в небе в районе Днепродзержинска на высоте в 8400 метров столкнулись два Ту-134А компании «Аэрофлот», в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек.


Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор », в том числе 14 игроков, администратор, второй тренер и врач. Команда летела из Ташкента в Минск . После авиакатастрофы состав клуба был усилен за счёт игроков из других команд. Также решением федерации футбола СССР «Пахтакору» в течение трех лет гарантировали место в высшей лиге независимо от итогового результата.

Сборная Голландии по футболу, 1989

7 июня 1989 года в районе Парамарибо при заходе на посадку потерпел катастрофу DC-8-62 компании Surinam Airways. В происшествии погибли 176 человек, в живых осталось 11 человек Среди погибших - 14 голландских футболистов суринам ского происхождения, тренер, а также мать и сестра одного из спортсменов. Они летели в Суринам для участия в турнире с тремя клубами. Самолёт вылетел из Амстердама 6 июня в 23.25 по местному времени. За четыре часа полёта внештатных ситуаций на борту не было. При заходе на посадку команда пилотов получила метеосводку о благоприятных погодных условиях в аэропорту прибытия. При приземлении пилоты допустили ошибку, в результате которой на высоте 25 метров, правое крыло самолёта зацепило дерево.

Кстати, многим голландским игрокам не разрешили полететь из-за подготовки к предстоящему сезону. Среди спасшихся - Рууд Гуллит, Франк Райкаард, Арон Винтер, Брайан Рой и некоторые другие.

Сборная Замбии по футболу, 1993

27 апреля 1993 года в 500 метрах от побережья города Либревиль, столицы Габона , упал самолет. На борту находилась большая часть сборной Замбии по футболу, направлявшейся на квалификационный матч чемпионата мира-1994 против сборной Сенегала . В катастрофе погибли все 30 человек, находившихся на борту (экипаж, 18 игроков, тренер и обслуживающий персонал). В результате этого ослабленная сборная заняла лишь второе место в группе 2 финального этапа отборочных матчей.

Во время первой остановки в Браззавиле были обнаружены проблемы с левым двигателем, но пилот принял решение продолжить полёт. Через несколько минут после вылета из Либревиля левый двигатель загорелся и остановился. Пилот остановил правый двигатель, самолёт окончательно потерял тягу и упал в воду примерно в 500 метрах от побережья.

«Локомотив», 2011


Ровно два года назад произошла страшная трагедия. Хоккейная команда «Локомотив» из Ярославля вылетела из аэропорта «Туношна» в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо». Самолет ЯК-42 упал, пролетев всего 2,5 километра после взлета. По другой версии, самолету не хватило взлетной полосы. На борту лайнера находилось 45 человек: 37 пассажиров (команда и сопровождение) и 8 членов экипажа. 43 человека погибли на месте.

x HTML-код

Хоккеисты "Локомотива", погибшие в авиакатастрофе [поименно]. 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу. Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 500 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты.Антонина ПАНОВА

Вся страна молилась о здоровье хоккеиста Александра Галимова , но чуда не произошло, 12 сентября он скончался в Институте хирургии имени Вишневского. Лишь бортинженер Александр Сизов смог выжить в этой страшной катастрофе. По случайности на борту не оказалось двух человек, которые должны были отправиться в Минск вместе со всеми. Нападающий Максим Зюзякин и тренер вратарей Йорма Валтонен были оставлены в Ярославле, чтобы работать с молодёжной командой.

x HTML-код

Реконструкция крушения самолета ЯК-42. 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу. Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 500 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты

Еще 5 крупных катастроф:

Хоккей

1 апреля 1970 года, в Новосибирской области потерпел катастрофу Ан-24Б компании Аэрофлот, в результате чего погибли 45 человек, включая юношескую хокейную команду, которая летела на игру турнира «Золотая шайба».

Баскетбол

24 августа 2008 года потерпел катастрофу Боинг 737-219 Advanced авиакомпании ITEK AIR. Среди пассажиров находилась молодёжная сборная Киргизии по баскетболу, направлявшаяся в Тегеран для участия в соревнованиях. Десять членов команды погибли, семь остались в живых.

Регби

13 октября 1972 года самолёт «Fairchild Hiller FH-227» уругвай ских ВВС, выполняющий рейс Монтевидео - Сантьяго -де-Чили на высоте 4000 метров врезался в горный склон в чилийских Андах. На борту находилось 45 пассажиров, в том числе, регбийная команда Old Christians Club из Монтевидео (Уругвай). Большинство пассажиров погибло. Еды на борту не было. В итоге выжили 16 человек, спасённых 26 декабря. Один из документально подтверждённых случаев каннибализма в современном мире. События также показаны в фильме «Живые» (1993).

Американский футбол

14 ноября 1970 году у аэропорта Трай-Стэйт в Цередо столкновение с горой рейса 932 уносит жизни 75 человек, включая 37 членов команды Университета Маршалла .

Автоспорт

Гибель команды Формулы-1 «Эмбасси Хилл Рэйсинг» - 29 ноября 1975 года команда Грэма Хилла «Эмбасси Хилл Рэйсинг», возвращаясь с автодрома Поль Рикар, Франция , на шестиместном самолете «Пайпер Ацтек», разбилась в Англии, пытаясь совершить вынужденную посадку в условиях сильного тумана. В этой авиакатастрофе погибла почти вся команда. За штурвалом был сам Грэм Хилл, вместе с ним в самолете оказались Тони Брайз, подававший надежды британский гонщик, тим-менеджер Рэй Бримбл, механики Тони Элкок и Терри Ричардс, конструктор Энди Смэллман.

Всего на борту лайнера был 81 человек. По последним данным, выжили шесть человек. Среди выживших назывались имена футболистов "Шапекоэнсе" Алана Рушела, Маркоса Данило и Джексона Фольмана, а также стюардессы рейса Химены Суарес, авиатехника Эрвин Тумери и бразильского журналиста Рафаэля Хенцеля.

Это, далеко не первый случай, когда в авиакатастрофах погибали целые футбольные команды.

Гибель "Пахтакора"

Одиннадцатого августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два авиалайнера Ту-134А. Один из них выполнял рейс Челябинск-Кишинев, а второй Ташкент-Минск. В результате катастрофы погибли все 178 человек, находившихся на обоих бортах, в том числе 17 игроков узбекской футбольной команды "Пахтакор". Команда летела в Минск на игру с местным "Динамо".

Причиной трагедии назвали ошибку диспетчеров, которые не смогли развести два самолета на высоте 8400 метров при очень плохой видимости. Были и другие версии. По одной из них, один из самолетов могли сбить. Но данная версия не получила подтверждения.

После трагедии "Пахтакор" восстанавливали всем СССР. 15 команд направили в Ташкент своих игроков. Тот сезон команда завершила на девятом месте в Высшей Лиге. Спорткомитет СССР постановил, что вне зависимости от результатов, "Пахтакор" три года будет сохранять прописку в Высшей Лиге. Команда лишь раз воспользовалась этой привилегией в 1981 году, когда заняла последнее место в чемпионате СССР.

Гибель "Торино"

В послевоенной Италии "Торино" по праву называли суперклубом. В 1946, 1947 и 1948 годах команда из Турина становилась чемпионом страны. Лидировала она и в сезоне 1948/1949 и была близка к завоеванию четвертого "скудетто".

В 1949 году "Торино" пригласили на товарищеский матч в Португалию, где 3 мая она встретилась с лиссабонской "Бенфикой" и проиграла 3:4. На следующий день после матча команда вылетела домой на трехмоторном самолете Fiat G.212CP. На борту было 18 футболистов команды, руководители клуба и несколько журналистов. Всего 31 человек.

Когда до Турина оставалось совсем немного, самолет попал в зону повышенной туманности. Пилот потерял ориентацию и самолет крылом задел ограду, построенной на холме базилики Суперга. Самолет развернуло, и он на большой скорости ударился о землю. Все находившиеся на борту пассажиры погибли.

В том составе "Торино" играли девять футболистов сборной Италии, в том числе и ее капитан, знаменитый Валентино Маццола.

© AP Photo / Massimo Pinca

Обувь и мяч, найденные на холме Суперга, где в 1949 разбился самолет команды "Торино", выставлены в Музее Турина

Через несколько дней на злосчастном холме президент Федерации футбола Италии поднял трофей - вне зависимости от дальнейших результатов "Торино" досрочно объявили чемпионом Италии. Оставшиеся четыре тура доигрывал молодежный состав команды.

В знак уважения "Фиорентина", "Дженоа", "Сампдория" и "Палермо" также выставляли на игру "молодежку". Футболисты "Торино" выиграли все четыре встречи и завоевали титул чемпионов Италии в четвертый раз подряд. Все 18 погибших футболистов посмертно стали чемпионами Италии 1949 года.

Хоронить команду на улицу Турина вышли более миллиона человек. А у футболистов был такой шок, что через год, на чемпионат Мира в Бразилии, они предпочли добираться не самолетом, а плыть кораблем.

Гибель "Манчестер Юнайтед"

Шестого февраля 1958 года жертвами авиакатастрофы в аэропорту Мюнхена стали футболисты "Манчестер Юнайтед" — The Busby Babes ("Малыши Басби"), так называли подопечных тренера Мэтта Басби за их молодость.

© AP Photo /

Команда возвращалась из Белграда, где в матче с "Црвеной Звездой" оформила выход в полуфинал Кубка Европейских Чемпионов сезона 1957/1958 и сделала плановую остановку в Мюнхене.

После дозаправки самолета Airspeed AS.57 Ambassador пилоты предприняли две попытки взлета, но отменили обе из-за проблем с двигателем. К моменту третьей попытки взлететь в Мюнхене начался сильный снегопад, в результате чего ближе к концу взлетно-посадочной полосы образовалось много снежной каши. Попав в эту кашу при разгоне, самолет потерял скорость и, пробив заграждение полосы, врезался стоявший неподалеку в дом.

Из 44 человек, находившихся на борту, погибли 23 (21 на месте, а двое позже в больнице), включая восьмерых футболистов и двух тренеров. Также, в катастрофе погибли восемь журналистов.

С оставшимися в живых футболистами (в их числе оказался и будущая легенда "МЮ" сэр Бобби Чарльтон), а также с привлеченными резервистами, Басби в том сезоне сумел дойти до финала Кубка Англии, где уступил "Болтону" 0:2.

Спустя 10 лет после трагедии в Мюнхене, все с тем же Чарльтоном в составе и под руководством того же Басби, "Манчестер Юнайтед" стал первым английским клубом, сумевшим выиграть Кубок Европейских Чемпионов.

Гибель сборной Замбии

Двадцать седьмого апреля 1993 года, приблизительно в полукилометре от Либревиля, столицы Габона, потерпел крушение самолет, на борту которого находилась сборная Замбия по футболу. Команда направлялась в Дакар, где должен был состояться отборочный матч чемпионата Мира-1994 против сборного Сенегала.

© AP Photo / Francois Mori

В результате трагедии погибли 18 игроков сборной Замбии, главный тренер и обслуживающий персонал. Всего на борту находились 30 человек.

Официальное расследование установлено, что причиной катастрофы стали неправильные действия пилота при возгорании двигателя. Через несколько минут после вылета из Либревиля у самолета загорелся и остановился левый двигатель. Пилот выключил правый двигатель, после чего самолет окончательно потерял тягу и рухнул в воду.

Сейчас в столице Пьемонта есть лишь одна футбольная команда, играющая в итальянской Серии А – это знакомый всем "Ювентус". Но этот рекордсмен Италии по завоеванным чемпионским званиям продолжительное время являлся лишь второй командой промышленной столицы Италии. В 40-е годы на итальянских футбольных полях блистал совсем другой клуб, теперь скитающийся между вторым и первым эшелонами за Апеннинами. Но в один печальный день произошла катастрофа.

4-го мая 1949 года густой туман окутывал Турин, когда на посадку пошел пассажирский трехвинтовой лайнер "Фиат G-212". На его борту находилась в полном составе команда "Торино", возвращавшаяся как раз после товарищеского матча из Лиссабона. Итальянский чемпионат был еще в полном разгаре, но для команды, возвращавшейся из почти туристической поездки, это обстоятельство не играло абсолютно никакой роли. Уже за пять туров до окончания сезона «Торино» обеспечил себе победу в национальном первенстве, так называемое "скудетто". Этот титул был уже пятым подряд и стал почти на три десятилетия и последним.

Из-за плохой погоды пилот не обратил внимание на то, что он опустил самолет слишком низко в направлении посадочной полосы. И вместо нее машина врезалась в находящийся рядом с городом холм Суперга, на котором стоит знаменитый храм в стиле барокко. Ни один из 18 игроков футбольной команды не пережил эту трагедию. "Великий Торино", как называют тифози еще до сих пор этот замечательный состав, стал благодаря этой катастрофе подлинной легендой.

Через два дня после падения самолета президент итальянской федерации футбола Отторино Барасси на месте гибели взметнул в небо чемпионский кубок.На этой церемонии присутствовало несколько сотен тысяч болельщиков. Они простились с лучшей командой 40-х годов - в Италии, в Европе, может быть, и в мире. На церемонии присутствовали все итальянские команды и множество спортсменов и футбольных чиновников всего мира. Замыкал процессию за похоронным катафалком безутешный президент клуба Ново, человек, который создал эту суперкоманду.

В самом Турине расклад сил был до предельности ясен. "Ювентус" в то время нельзя было даже всерьез рассматривать как полноценного соперника. Сердце города билось не в черно-белом, а в винно-красном цвете, что по-итальянски, а теперь и по-русски называется "гранатовым".

Если клуб и заслуживает названия хорошо выступающего дома, то именно таким в полном смысле слова и был "Торино" сороковых годов. В течение шести лет подряд команда не проиграла ни одного матча на своем стадионе "Филадельфия". В сезоне 1947-1948 года отставание занявшего второе место в первенстве Италии "Милана" от "Торино" составило 17 очков (!). Это подавляющее превосходство отражалось и на составе национальной сборной Италии. К концу 40-х годов "скуадра адзурра" не представляла из себя ничего другого, как "Торино", переодетый в синие футболки. С падением лайнера "Фиат G-212" погибла и частица послевоенной Италии.

"Не будь Суперги, у Уругвая и Германии на одно звание чемпиона мира было бы меньше", - утверждает Оресте Комольо. Когда началось возвышение "Торино", ему было 22 года. Сейчас, когда ему исполнилось уже 89, он все еще является страстным поклонником своей команды. Именно при нем, в 1938 году, кожевенный фабрикант Ферруччио Ново был избран президентом спортивного общества. Ново разработал четырехлетний план, в лучших образцах подлинного социализма, для создания конкурентноспособной команды. Первым шагом в его первоклассной политике приобретений явилась покупка им летом 1941 года Ромео Менти и Гульельмо Габетто.

Эти игроки явились хребтом "великого Торино". Однако на первых порах их было недостаточно, чтобы навсегда отодвинуть извечного соперника "Ювентус" на второй план. В "Торино" всегда традиционно придавали гораздо больше значения спору о первой команде города, чем выступлениям в футбольном чемпионате Италии. Поэтому знаменательным для превращения в суперклуб явилось проигранное в декабре 1941 года городское дерби.

Как следствие из поражения от "Ювентуса" президент Ново решил перестроить всю систему игры. Четко ее сформулировав, он тут же отдал указание ввести ее в практику. В то время это было что-то совсем новое для Италии. Тренер Эрнест Эгри Эрбштейн не был как-то особо воодушевлен августейшим вмешательством босса клуба, но ему ничего не оставалось другого, как взять под козырек и бежать выполнять приказ. Его "гранатовые" ребята в начале 1942 года выстроились в систему "WM", больше известную у нас в стране под названием "дубль-ве". Этот игровой шаблон был совершенно неизвестен на Апеннинском "сапоге". Три полузащитника и два отошедшие назад защитника образовывали букву "W", им доверялась вся работа в обороне. Вторая половина команды, выстроившись буквой "М", концентрировалась полностью на атаке чужих ворот. Применив эту необычную футбольную концепцию, "Торино" сразу же стал вице-чемпионом. Подписание контрактов с Эцио Лоиком и Валентино Маццолой на следующий год сделало из очень хорошей команды непобедимую. Маццола единолично царил в центре, а игрок средней линии Лоик проделывал за него всю черновую работу. В сезоне 1942-1943 года "Торино" впервые с 1927 года снова завоевал скудетто. После перерыва, вызванного военными действиями на территории Италии, клуб выиграл и все остальные чемпионаты Италии 40-х годов.

Никого не уважают больше за эту беспроигрышную серию так, как Валентино Маццолу. Когда у "великого Торино" был плохой день или он даже проигрывал, он к середине второго тайма демонстративно засучивал рукава футболки, повествуют легенды. "Это было знаком к атаке", - продолжает свое повествование Комольо. Он называет этот ритуал "десять минут "Торино". Игру с римским "Лацио" в 1948 году он вспоминает особенно охотно: "Торино" проигрывал 0:3. Затем Маццола cерьезно взялся за дело и через десять минут мы уже вели 4:3". Тот факт, что теперь "Торино" с трудом пробился в Серию A итальянского футбола, а "Ювентус" постоянно играет в Лиге чемпионов, для Комольо является "исторической ошибкой". Его нисколько не заботит, что эта ошибка превратилась сейчас в обычный ход вещей. Если в течение короткого времени отсутствуют успехи, то долго требуют объяснений.

Вначале на Суперге были потеряны герои, а затем была потеряна и их колыбель - стадион "Филадельфия". С 60-х годов на нем перестали играть и оставили без присмотра, а в 1997 году и вообще снесли. У самого Комольо сил уже не хватает, но его внуки выходили на демонстрацию протеста, когда областное правительство запланировало "на святом месте», где находился стадион "Филадельфия", строительство пресс-центра для зимних Олимпийских игр 2006 года. "Миф о "Торино" непосредственно связан с этим стадионом. Здесь до 1949 года мы были непобедимы", - гордо заявляет Якопо Розателли. Со своей матерью и дедом Оресте Комольо они посещают холм Суперга регулярно в годовщину падения самолета. "Мы возлагаем цветы и рыдаем", - рассказывает этот молодой 24-летний парень. Их семья не одинока. 4 мая 2003 года, когда "Торино" в годовщину трагедии опустился во Серию Б итальянского чемпионата, почтить команду Валентино Маццолы пришло 50 000 человек.

В свой золотой век "великий Торино" забивал больше 100 голов за сезон. Один единственный из них Маццоле не надо было бы забивать. 24 апреля 1949 года незадолго до финального свистка он сравнял счет (1:1) в Бари. Получив это очко, "Торино" уже за пять туров до окончания итальянского первенства стал недосягаем для соперников. Президент клуба Ферруччио Ново захотел вознаградить команду поездкой за границу. Уже на следующий день он договорился о товарищеском матче в Лиссабоне...

Туда полетели не все – по разным причинам остались дома знаменитый Сауро Тома, Джулиано и Гандольфи (все трое из-за травм), Николо Карозио избежал поездки, так как его ребенок готовился принять крещение, наконец, президент Ново не смог присоединиться к команде, потому что страдал бронхитом. В столице Португалии они пробыли четыре дня, отдыхали, развлекались, сыграли матч с «Бенфикой» (в честь прощавшегося с футболом Жозе Феррейры), проиграв его 3:4, а затем поднялись на борт самолета, чтобы никогда с него не спуститься.

В катастрофе погиб 31 человек: игроки Валерио Бачигалупо, Гульельмо Габетто, Валентино Маццола, Альдо и Дино Балларин, Руджеро Грава, Ромео Менти, Джузеппе Грецар, Пьеро Оперто, Мило Бонжорни, Эцио Лоик, Франко Оссола, Эусебио Кастильяно, Вирджилио Марозо, Марио Ригамонти, Рубенс Фадини, Данило Мартелли и Джулио Шуберт; тренера Эгри Эрбштайн и Лесли Ливсли, менеджеры Арнальдо Агнизетта и Ипполито Чиваллери, массажист Оттавио Корина, три журналиста, организатор матча и четыре человека из экипажа.

СПРАВКА

За всю историю футбола подобные катастрофы случались еще трижды:

6 февраля 1958 года «Манчестер Юнайтед», возвращаясь из Белграда после ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов против «Црвены звезды» (англичане сыграли 3:3 и за счет домашней победы 2:1 прошли в полуфинал), разбился в катастрофе, когда пилот, сделав дозаправку в Мюнхене, не смог поднять самолет. Погибли восемь игроков, трое сотрудников клуба и еще 12 человек. Главный тренер Мэтт Басби, а также девять футболистов сумели выжить. Правда двое из них: Джеки Блэнчфлауэр и Джонни Берри вынуждены были из-за повреждений распрощаться с футболом. Настоящим героем стал вратарь Гарри Грегг, вытащивший из пылающего самолета одноклубников: Блэнчфлауэра, ведущего бомбардира клуба Дениса Вайолита и 20-летнего тогда Бобби Чарльтона, а также молодую женщину с маленьким ребенком. Впоследствии, Басби создаст новую команду, но из тех, кто горел на мюнхенской взлетной полосе, Кубок чемпионов 1958-го года выиграют лишь Чарльтон и Билл Фоулкз.

11 августа 1979 ташкентский «Пахтакор» направлялся в Минск для проведения матча чемпионата СССР по футболу против местного «Динамо». В небе над Днепродзержинском по вине авиадиспетчеров Харькова самолет команды столкнулся с самолетом, который вез детей из пионерлагеря «Артек» в Челябинск. Все 178 человек обоих лайнеров (в том числе 14 игроков, тренер, администратор и врач команды) погибли. Информация была засекречена на неделю, но факт гибели футбольной команды заставил предать случившееся огласке. Один из виновных диспетчеров (21-летний практикант, отдавший неправильную команду) впоследствии повесился, другой (который «отвлекся» от процесса) был приговорен к 15 годам лишения свободы. Для создания новой команды из других команд, участвующих в Высшей лиге, были предоставлены футболисты, которые стали базой для возрождения.

27 апреля 1993 сборная Замбии по футболу (кстати, одна из сильнейших на континенте в то время) в количестве 18 человек стали жертвой падения самолета в море. причиной катастрофы стало возгорание. До сих пор футбол в этой стране не оправился от такого удара.

Loading...Loading...