Официальная терминология Что такое Вариативность образования, что означает и как правильно пишется. Вариативность поведения Определение вариативность

Что такое "Вариативность образования"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Вариативность образования 1. один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования; 2. результат реализации принципа и политики развития В.о. - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. В.о., в конечном счёте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В.о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образователь- ных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе. Образовательные системы, построенные на принципе В.о., требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления (см. Управление школой). В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей). При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 31) См. также Профессиональное самоопределение

Например, на стимул “ситуация, вызывающая страх” у одного человека может быть только одна реакция — “бежать”. У другого человека может быть несколько реакций, например, “бежать”, “преодолеть страх”, “не обращать на страх внимания”.

В первом случае можно говорить о низкой вариативности поведения, а во втором случае — о высокой вариативности применительно к ситуации.

Вариативность поведения диктуется опытом и знаниями. Сколько путей решения проблемы человек знает? Может показаться парадоксальным, но вариативность поведения человека, который совсем не знает, как действовать в определенной ситуации, может быть выше, чем у человека более опытного.

Проведу аналогию. Вариант решения проблемы как тропинка, по которой мы можем пройти. Для человека, который не имеет опыта и знаний, не существует “тропинок”, и поэтому ему всё равно, куда идти, а человеку, который имеет опыт, легче пойти по уже известному пути. Именно поэтому вариативность поведения опытного человека ниже, чем у новичка. Однако у новичка намного выше шанс совершить ошибку.

Мастера своего дела отличаются тем, что знают множество способов решения одних и тех же задач. Вариативность их поведения достаточно высока, но при этом у них еще и низкая вероятность совершить ошибку.

Вариативность поведения — это хорошо?

Зависит от ситуации. Чем больше человек прибегает к какому-то варианту решения проблемы, тем быстрее и эффективней у него это получается. Но не факт, что сам вариант решения наилучший.

Есть люди, которые действуют всегда одинаково, они имеют один способ решения проблемы (в какой-то области). Это необязательно плохо, ведь, возможно, они идут по самому оптимальному пути, да еще и быстро. Иногда сниженная вариативность поведения позволяет не делать ошибок. С другой стороны, такой человек может не увидеть чего-то ценного под самым носом.

А есть люди, которые любят ходить неизведанными тропами. Думают и действуют медленнее, но зато обладают очень высокой вариативностью поведения и могут находить очень оригинальные решения. Это не всегда хорошо, ведь многие варианты решения могут быть ошибочными.

Как и зачем развивать вариативность поведения?

Всех нас в школе учили умножать числа в столбик. Это хороший способ решения, однако существуют и другие. Предположим, что у нас нет возможности посчитать на калькуляторе и нет бумаги, чтобы посчитать произведение в столбик. Неплохо было бы иметь в своем арсенале способ умножения больших чисел в уме. Еще один вариант. Всегда лучше иметь несколько вариантов достижения успеха, чем один.

Конечно, не в каждой области деятельности стоит развивать вариативность. В конце концов, большинству людей хватает умножения в столбик. Однако, людям, которые профессионально занимаются математикой, умение умножать числа в уме было бы полезным.

Имеет смысл развивать вариативность поведения в ведущей деятельности человека. В конце концов, наше время и наши силы ограничены, а в любой новый навык нужно вложить достаточно много того и другого. Но только так можно достичь мастерства.

Как развить вариативность? Не стоит удовлетворяться одним способом решения задачи, нужно постоянно искать новые пути. Такая практика делает наше видение вопроса более объемным.

Это достаточно сложно, ведь часто приходится учиться с нуля тем вещам, которые мы уже умеем. Этому противится наше подсознание, но такая практика чрезвычайно полезна. Чем более вариативно наше поведение, тем более сложно мы устроены, и тем эффективней мы можем действовать.

Изменчивый Словарь русских синонимов. вариативный прил., кол во синонимов: 3 вариабельный (3) … Словарь синонимов

Прил. 1. соотн. с сущ. вариант, связанный с ним 2. Свойственный варианту, характерный для него; вариантный 1.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Вариативный - способный иметь, образовывать варианты … Начала современного естествознания

вариативный - вариат ивный; кратк. форма вен, вна … Русский орфографический словарь

вариативный - (< лат. variatio различие). Способный иметь, приобретать второстепенные изменения при сохранении инвариантной основы … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

вариативный - … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое; вен, вна, вно. Изменяющийся; допускающий варианты. В ое ударение. ◁ Вариативность, и; ж … Энциклопедический словарь

вариативный - ая, ое; вен, вна, вно. см. тж. вариативность Изменяющийся; допускающий варианты. В ое ударение … Словарь многих выражений

вариативный - вари/ат/ивн/ый … Морфемно-орфографический словарь

Вариативный макрос возможность препроцессором Си при помощи специального макроса объявлять поддержку различного числа аргументов. Макрос с переменным числом аргументов был представлен в ревизии ISO/IEC 9899:1999 (C99) стандарта языка… … Википедия

Книги

  • Технология. 3 класс. Учебник. ФГОС , Конышева Наталья Михайловна. Цель учебника - углубление общеобразовательной подготовки учащихся, формирование у них универсальных учебных действий и развитие личности. Одна из важных задач - дальнейшее развитие у…
  • Технология. 4 класс , Н. М. Конышева. Цель учебника - дальнейшее углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование у них универсальных учебных действий и развитие творческой личности. Он позволяет осуществлять…
  • Методист дошкольного образовательного учреждения, № 17, 2016 , . В этом номере: - Диссертации по дошкольной педагогике; - Диагностическая работа в ДОУ; - Вариативный подход к планированию; - Юбилеи 2013 года (январь-июнь); - Противопожарный режим; -…
] Похожая статья: Принцип разнообразия

Разнообразие тренировочных воздействий - требование принципа адаптации . Правило аккомодации гласит: чем более привычна тренировочная нагрузка , тем слабее реакция спортсмена и, следовательно, ниже воздействие, стимулирующее спортивное совершенствование. Даже здравый смысл диктует необходимость большего разнообразия тренировочного процесса для большей привлекательности программы подготовки. Однако природа современного спорта высших достижений значительно ограничивает разнообразие тренировочных средств. Суть этого ограничения - в специфике тренировочного эффекта , то есть в особенностях переноса двигательных способностей и технических навыков. Поэтому желательное и такое важное разнообразие подготовки спортсменов должно достигаться в рамках общепринятого спектра средств, форм и методов тренировки .

Способность находить варианты в рамках высокоспециализированной подготовки - составная часть творческого потенциала тренера. Тем не менее, можно рекомендовать некоторые подходы к созданию подобных разнообразных тренировочных условий (табл.).

Как уже было упомянуто, обновление упражнений в значительной степени ограничено требованиями специфичности. Тем не менее, развитие силы, скорости и выносливости могут быть целенаправленно акцентированы посредством принятия соответствующих мер. Например, облегчение и упрощение выполнения упражнения даёт возможность перейти на более высокую скорость движения, использование дополнительного сопротивления требует проявления большей силы и т.д. Точно так же модификация тренировочных методов позволяет и концентрироваться на специфической двигательной способности , и предотвращать чрезмерную приспособительную реакцию на очень знакомые упражнения. Для этой цели все компоненты нагрузки могут изменяться: интенсивность (скорость), количество повторений , продолжительность и интервалы отдыха внутри и между сериями упражнений.

Источники и подходы к увеличению вариативности процесса подготовки спортсменов

Источники вариативности

Способы достижения вариативности

Обновление

упражнений

Изменение обычных правил и условий.

Использование необычного оборудования.

Облегчение и/или затруднение выполнения упражнения

Изменение размера игрового поля, количества игроков и т.д.

Изменение веса ядра, диска, копья, лодки и т.д.

Бег на спуске, бег в подъём, использование дополнительной тяги при езде на велосипеде, плавании и беге на коньках

Модификация

тренировочного

Варьирование скорости (мощности) в серии и в нескольких последовательных сериях упражнений.

Изменение количества повторений в последовательных сериях упражнений.

Изменение условий отдыха между упражнениями серии и между сериями

Планирование серий упражнений с возрастающей и снижающейся нагрузкой.

Комбинация длинных, средних и коротких серий упражнений в пределах одной тренировки. Включение заданий на выполнение упражнений с низкой интенсивностью, переключение на другую активность и т.д.

Использование элементов массажа, растяжки, встряхивание мышц

Модификация

организационной

Изменение состава команды. Включение в тренировку элемента соревновательности.

Добавление других эмоциональных воздействий

Привлечение новых партнёров. Формирование конкурирующих подгрупп, раздача наград и призов. Приглашение родителей, зрителей, специалистов, представителей СМИ

Изменение

программы

соревнований

Организация соревнований в необычных видах или дисциплинах. Организация соревнований в других видах спорта

Смена дисциплины в пределах легкоатлетической программы. Лыжные гонки для гребцов, игра в футбол для бегунов или велосипедистов

Изменение

программы

восстановления

Расширение набора средств восстановления.

Создание привлекательной программы свободного дня и других дней отдыха

Использование массажа, гидротерапии, физиотерапии, ментальной тренировки, экскурсий, пикников, дискотек, рыбной ловли, катания на лошадях, дайвинга и т.д.

Изменение организационных форм дает тренерам дополнительные возможности для обновления их тренировочных программ. Смена состава команды помогает создавать эффект новизны; более опытные спортсмены могут стимулировать активность своих партнёров; при этом уровни концентрации и внимания могут быть повышены. Необычные эмоциональные воздействия способны существенно повлиять на уровни мотивации и усилий. Это достигается за счёт введения соревновательных элементов в однообразную тренировочную практику, выдачи призов за лучшие выступления, приглашения соперников или зрителей для создания эмоционального фона и даже подключения представителей СМИ. Все эти меры особенно уместны в течение соревновательного периода.

Соревнование - обязательная часть подготовки. Её можно разнообразить двумя основными способами: участием в дополнительных видах или дисциплинах и участием в соревнованиях в других видах спорта. Участие в дополнительных дисциплинах особенно популярно в плавании и лёгкой атлетике ; наиболее широко это используется в подготовительном периоде для борьбы с монотонностью общепринятых упражнений и для превращения тренировочной программы в разнообразную и привлекательную. Участие в соревнованиях в других видах спорта также типично для перерыва между сезонами подготовки и начала подготовительного периода. Это может сочетаться с общеподготовительной программой и приспособливаться к индивидуальным нуждам спортсменов. Другая возможность - использование соревновательных попыток в других видах спорта для определения уровня общей подготовленности. Например, бег на длинные дистанции и бег на лыжах очень популярны среди спортсменов-игровиков, представителей единоборств и видов спорта на выносливость. В различных видах спорта широко используются тестирования с элементами тяжёлой атлетики: например приседания , взятие штанги на грудь, жим лёжа и тяга лёжа.

Важно обратить внимание, что применение принципа вариативности может отличаться в зависимости от сложившейся ситуации. Факторы, влияющие на его применение: специфика вида спорта; возраст спортсменов, их пол и опыт; финансовые возможности команды или клуба и другие. Необходимо также принимать во внимание степень риска и факторы надёжности.

что такое вариативность

  1. Вариативность, производное слово от лат. variatio - изменение. Вариация - это некоторое отклонение от обычной формы. В экономике, существует коэфициент вариации, коэфициент определяющий темп изменения показателя за определенный период в определенных условиях. В музыке, это может быть повторение одной и той же музыки в разных видоизменениях. В жизни соотвественно тоже можно к чему то применить... В общем смысле м- это отклонение, изменение.
  2. ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - 1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образовательным сообществом необходимости преодоления господствовавшей в школе до конца 80-х гг. унификации и единообразия образования; 2) результат реализации принципа и политики развития В. о. - свойство, способность системы образования (от федеральной системы до образовательного учреждения) предоставлять учащимся достаточно большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей (осмысленного и адекватного запросам учащихся) выбора такой траектории. В. о. , в конечном счте, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. Реализация идей В. о. осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их образователь- ных учреждений; плюрализм и гибкость учебных программ, учебников; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного образовательного учреждения. При этом реальные возможности школы в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества образования в школе. Образовательные системы, построенные на принципе В. о. , требуют адекватного построения организационной структуры школы и специфического подхода со стороны систем внутришкольного управления (см. Управление школой) . В частности, в таких системах необходимы органы, службы и формы работы, которые могли бы взять на себя диагностику различных образовательных потребностей и возможностей школьников, оценку существующих образовательных траекторий и их соответствия имеющимся и перспективным потребностям школьников, выявление потребностей в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, выстраивание различных образовательных траекторий, разработку и осуществление принципов комплектования классов, групп, потоков учащихся (например, педагогические консилиумы, годичные команды учителей) . При существенных различиях между имеющимися в школе вариантами образования эти новые варианты требуют отражения в специальной группировке учителей в общей организационной структуре школы и структуре управления.
Loading...Loading...