Учебный проект по истории Древнего мира «Постижение ремесла. Образовательный портал Проект по истории 5

Проект содержит исследование имен учащихся 5 класса с познавательными целями узнать значение имен и страну происхождения, изучаемую в 5 классе на уроках истории.

Проектным продуктом стал "Цветок имени" (рисунок-аппликация), помещенный в классном уголке 5 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проектная работа по истории Тема: История наших имен уходит корнями в древний мир Выполнили: Салобуто Надежда, Салобуто Екатерина, ученицы 5 класса Руководитель: Соколова О.И.

Тип проекта: информационный, монопроект по предмету история, групповой проект Цель проекта: узнать историю происхождения имен ребят нашего класса Проектный продукт: стенгазета «Цветок имен»

Задачи проекта Провести анкетирование ребят Изучить информацию с помощью литературы и интернет источников Оформить стенгазету «Цветок имен» Подготовить презентацию и выступление

Планирование работы: Определили тему проекта, поставили цель, задачи проекта Опросили ребят Прочитали литературу Написали отчет по работе Изготовили продукт (стенгазету)

Сбор информации http://imya.com/ http://planeta-imen.narod.ru/namehistory.html http://onlineslovari.com/slovar_lichnyih_imen/ http://www.onlinedics.ru/slovar/nam.html http://litrus.net/book/read/67332 http://www.slovopedia.com/19/192-0.html Обращаем внимание, что все сайты – это СЛОВАРИ личных имен, содержащие полную, научную информацию!

Анкетирование (10 ребят) Что означает твое имя (перевод)? Откуда родом твое имя? 6 человек – знают, 1 человек – знает неверно 3 человека – не знают 2 человека – знают неверно 8 человек – не знают

Откуда родом наши имена?

Наши имена на карте Древнего мира ()

Предварительный просмотр:

МБОУ «Васьковская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ ПО ИСТОРИИ

«История наших имен уходит корнями в древний мир»

Выполнили: ученицы 5 класса

Солобудо Екатерина

Солобудо Надежда

Руководитель: Соколова О.И.

Васьково

2015

ВВЕДЕНИЕ

На уроках истории в 5 классе мы изучали Историю Древнего мира. Читая учебник, слушая учителя, мы заметили, что часто героев древности – зовут так же, как и нас: Анна, Елизавета, Александр, Филипп. Мы задумались – неужели имена людей такие древние? Нам никогда не приходило в голову, что имена, так же как и люди – имеют родину, то место, где они появились. Узнав об этом, мы решили исследовать историю своих имен и имен ребят нашего класса.

Цель проекта : узнать историю имен ребят нашего класса.

Задачи проекта:

  • провести анкетирование одноклассников (знакомы ли они с историей своего имени)
  • собрать информацию об истории имен одноклассников и классного руководителя
  • подготовить проектный продукт: стенгазету «Цветок имен»

Проектным продуктом будет стенгазета для нашего класса «Цветок имён»

Наш проект информационный, краткосрочный.

В ходе работы над проектом, мы определили тему, цель, задачи проекта, провели анкетирование одноклассников и проанализировали результаты анкет, собрали информацию об истории имен, нарисовали стенгазету, подготовили презентацию и выступление.

Основными источниками информации были:

http://imya.com/ (очень подробный сайт обо всех известных именах)

http://planeta-imen.narod.ru/namehistory.html (словарь имен, этимология имени)

http://www.slovopedia.com/19/192-0.html (словарь русских личных имен)

Мы хотим обратить внимание, что все указанные сайты содержат грамотную, научную информацию.

Изготовление стенгазеты «Цветок имени»:

  • собрали информацию об именах одноклассников, отобрали самую значимую по плану: 1) имя, 2) страна происхождения имени, 3) перевод, значение имени
  • записали информацию о каждом имени на отдельный лепесток
  • склеили лепестки, раскрасили

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Мы начали свою работу с того, что опросили ребят нашего класса (10 человек) – знают ли они происхождение своего имени. Анкета, которую заполнили ребята, состояла из трех вопросов:

  1. Как тебя зовут?
  2. Что означает твое имя?
  3. Откуда родом твое имя?

Результаты анкетирования:

По второму вопросу : 3 человека не знают, 1 человек знает неверно

По третьему вопросу : 8 человек не знают происхождение имени, 2 человека знают неверно.

Таким образом , значение (перевод) своего имени знают большинство ребят, а вот страну происхождения – не знает никто.

Потом мы приступили к изучению информации о значении имен и их происхождении. Собранная нами информация была составлена в таблицу:

имя

происхождение

перевод

значение, особенности

ЛЮДМИЛА

славянское

«людям милая»

АННА

древнееврейское

Др.-евр. имя Hanna. От hen - грация, миловидность,

«милостивая»

ЕКАТЕРИНА

ЕВСТОЛИЯ

НАДЕЖДА

ДИАНА

ЕЛИЗАВЕТА

ВИКТОРИЯ

ИВАН

НИКИТА

древнегреческое

древнегреческое

славянское

древнеримское (латинское)

древнееврейское

древнеримское (латинское)

древнееврейское

древнегреческое

"чистая, непорочная", оно происходит от греч. katharios - чистый

«хорошо вооруженная, снаряженная, одетая».

«надо действовать»

От лат. deus - бог.

Божественная, богиня

Др.-евр. имя Eliseba - Бог - моя клятва, Богом и клянусь.

Имя Елизавета означает Божья клятва, обет Богу, почитающая Бога, клятва Бога, клятва Богом, Божья помощь

лат. victoria - победа

победительница

Бог смилостивился, Бог помиловал,

Дар Бога,

благодать Божья

Др.-евр. имя Iohanan, Iehohanan

От греч. nikao - побеждать.

победитель

появилось как перевод греческого имени Элпис (Надежда)

В святцах – Иоанн.

Самое "русское" из всех имен, почти нарицательное

Мы поняли, что основными странами происхождения наших имен, является Древняя Греция, Древний Рим, Древняя Палестина, Древняя Русь.

Исходя из собранной информации, нами была нарисована стенгазета с именами ребят.

В ходе работы мы столкнулись с тем, что огромное количество материала на сайтах интернета не могут служить источником правдивой, достоверной информации. У нас были сложности с отбором информации. Чтобы справиться с возникшими проблемами, нам пришлось обращаться за помощью к учителю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом по изучению истории наших имен нам очень понравилась. Она помогла нам узнать происхождение и значение собственных имен, а так же имен наших одноклассников и классного руководителя.

Мы поняли, что, не смотря на то, что мы живем в России, наши имена могут быть родом из других древних стран, таких как Греция, Рим, Палестина. И попали они к нам благодаря тесному культурному и религиозному общению наших предков в глубокой древности.

Предварительный просмотр:

имя

происхождение

перевод

значение, особенности

ЛЮДМИЛА

славянское

«людям милая»

женская форма мужского славянского имени Людмил: от слов «люд» (люди) и «мил» (милый). Имя Людмил употребительно в Болгарии.

АННА

древнееврейское

«милостивая», или же «благодать

Др.-евр. имя Hanna. От hen - грация, миловидность

Если говорить о Руси, то к нам пришло оно в Х веке вместе с иными христианскими именами. А так как самыми первыми крестились князья, то это имя изначально считалось аристократическим. И только со временем оно перешло в народ

ЕКАТЕРИНА

ЕВСТОЛИЯ

НА- ДЕЖДА

ДИАНА

ЕЛИЗАВЕТА

ВИКТОРИЯ

ИВАН

НИКИТА

древнегреческое

древнегреческое

славянское

древнеримское (латинское)

древнееврейское

древнеримское (латинское)

древнееврейское

Пояснительная записка

На защиту выносится творческая проектная работа «Музей Древнего Мира».

Музей - это некое учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников истории. Начав серьезно изучать историю Древнего мира, мы решили создать проект «Музей истории Древнего мира», так как полученные теоретические знания всегда интересно реализовать на практике.

Актуальность проекта обусловлена самим учебным планом и фактом преемственности курса истории. Таким образом, чтобы изучать следующий период в истории, необходимо на достаточном уровне закрепить знания о предыдущем. Данный проект как нельзя лучше способствует этому.

Практическая значимость проекта проявляется в возможности использования его на уроках истории и МХК, а также при подготовке к проверочным работам.

При реализации проекта мы руководствовались гипотезой , что систематизация знания, реализованная в макет музея поможет закрепить полученные знания, поднять интерес к изучению предмета, развить творческий потенциал.

Цель нашего проекта: создать условия для накопления и реализации опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование и создание макета музея «История Древнего мира».

Задачи проекта:

    Познакомиться с историей и особенностями древнего Первобытного общества, Египта, Греции, Рима, Китая, Индии.

    Изучить быт и культуру древних людей, узнать о знаниях и изобретениях людей этих стран и научное их применение.

    Систематизировать и обобщить знания, путем создания макета музея «История Древнего мира».

При создании проекта мы использовали методы системного анализа, группировки фактов, моделирования и др.

В своей реализации проект прошел через несколько этапов : подготовительный (выбор темы и модели реализации, составление экспозиции); практический (сбор и анализ информации, создание и размещение экс понатов, оформление макета музея); итоговый (оформление проектной работы, презентации и защита).

Проект носит междисциплинарный характер, так как при его реализации мы привлекаем знания многих других дисциплин: собственно знания по истории, математики, информатики, литературы, географии, ИЗО, технологии, и др.

У проекта существует перспектива развития : по согласованию с учителями и родителями создать выставку или мини-музей (временный) в создании которого могут принять участие все желающие.

Реализация проекта

Подготовительный этап

При создании проекта мы использовали учебник История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А.А., Годер Г.И. М.:2015 г. Создание экспозиции музея мы также решили произвести в соответствии с логикой данного учебного пособия. Было принято решение организовать следующие залы нашего музея «Первобытное общество», «Древний Египет», «Древний Рим», «Древняя Греция», «Древняя Индия и Китай».

В каждый зал было решено поместить информацию и экспонаты по принципу значимости, важности и доступности. Обязанности по выполнению проектного задания были распределены между участниками группы.

Для изготовления основания макета было решено использовать плотный картон. Остальные материалы подбирались под конкретный экспонат (искусственный мех, кожа, волосы, природные материалы). В качестве материало для письма использованы маркеры, гелиевые ручки. Крепление экспонатов было решено осуществлять с помощью двухстороннего скотча и клея «Момент Универсал».

Практический этап

После выбора экспонатов началась работа по поиску информации и созданию объектов экспозиции. Кроме указанного учебного пособия, при сборе информации была использована следующая литература: Древний мир. Полная энциклопедия. Хардман Ш., Стил Ф., Теймс Р. М.: 2007. и Древний мир. Энциклопедический словарь. В. Д. Гладкий. Издательство: Центрполиграф, 2001. Также были использованы ресурсы Всемирной сети Интернет.

Зал «Первобытное общество». Начать мини-экскурсию по нашему «музею» предлагается с «ленты времени». Она позволяет понять как датирован тот или иной период в мировой истории и определяет место в ней исторических событий. Рубежным событием для отсчета нашей эры считается зарождение Христианской религии. Среди экспонатов на макете представлена фигура первобытного человека в традиционной одежде, которая изготавливалась из шкур животных. Материалом могли служить кожа или растения. Также представлен один из вариантов орудия труда – каменный топор. В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов, экспонат которого представлен на нашем макете. Для охоты на крупного зверя использовалась, в основном, загонная охот, при которой толпа людей загоняла животное в заранее подготовленную ловушку (яму), затем животное добивали орудиями. Еще один момент, отраженный на нашем макете – это наскальная (пещерная) живопись первобытных людей. Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды.

Зал «Древний Египет». Первое, что ассоциируется с Египтом вообще, и древним Египтом в частности - это пирамиды. Пирамиды представляют собой каменные сооружения-гробницы египетских фараонов. Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире. В нашем музее представлена часть полотна мумии. Оно представляет собой повязку из разрезанного на ленты виссонного полотна, намазанную камедью. Кроме того, на макете представлена система древнеегипетского саркофага. Интересным моментом в истории Древнего Египта становится объединение Верхнего и Нижнего египетских царств. Правитель объединил не только жизнь, устроил общую столицу, но и принял общее правление, символом которого стала коронная, объединившая в себе элементы двух территорий. Самой распространенной системой письменности в Древнем Египте было иероглифическое письмо. Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы). Именно в Древнем Египте впервые появляется папирус – писчий материал из тростникового растения. Стебли папируса расчленяли и склеивали в пласты, которые в дальнейшем использовали для письма. Также в Древнеегипетском зале представлена информация о главных египетских богах в системе верования. В источниках можно найти более или менее четкую информацию о следующих богах: Амон – сначала бог воздуха, потом стал богом солнца. Представлялся в виде мужчины, с короной и двумя высокими золотыми перьями на ней, иногда мог предстать в виде человека с головой барана; Анубис – покровитель мира мертвых. Изображался в виде мужчины с головой черного шакала. Иногда мог предстать полностью в виде животного, а именно черным псом; Апофис – бог мрака и тьмы, вечный враг бога солнца. Обитает под землей. Изображался в виде огромного змея. С ним каждую ночь сражался Ра; Гор – бог земли, божественный правитель Египта. Представлялся в обличии человека, на голове которого изображали утку; Мин – бог плодородия и размножения людей и животных. Изображался в виде человека с непропорционально большим твердым фаллосом (символ плодородия), одна рука поднята вверх, во второй держит плеть. На голове корона с высокими золотыми перьями; Монту – бог войны. Имел вид мужчины с головой сокола, на голове корона с двумя перьями и солнечным диском, в руке держит копье; Осирис – демократичный бог, бог охоты и войны. Так же считался богом плодородия. Сильнее всего почитался простым народом Египта; Птах – бог ремесла и творчества, истины и справедливости. Виделся в обтягивающих одеждах, в руках держал посох; Ра – самый известный египетский солнечный бог, виделся с головой сокола, увенчанной солнечным диском; Себек – бог рек и озер. Изображался в виде человека с головой крокодила, на голове золотая высокая корона; Тот – древнеегипетский бог знаний. Тот держит в руках длинный тонкий посох; Хапи – божество реки Нил, покровитель влаги и урожая. Представлялся толстым мужчиной с огромным животом и женскими молочными железами. На голове корона из папируса, в руках держит сосуды с водой; Хор – бог неба и царской власти, покровитель армии. Египетские фараоны считались воплощением Хора на земле. Изображался в виде человека с головой сокола; Хех – воплощение стихии. В изображениях – мужчина с головой лягушки; Хнум – создатель людей, бог творения, воды и заходящего солнца. Создал жизненно опасные пороги реки Нил. Изображался в виде мужчины с головой барана; Шаи – бог виноградной лозы, покровитель богатства. Позднее стал считаться богом судьбы, который определял время течения человеческой жизни; Шесему – бог загробной жизни, охранял мумию и наказывал грешников. Бог бальзамирования; Шу – бог воздуха, который разделяет небо и землю. Изображался в виде мужчины, который стоит на одном колене, подняв руки вверх, и держит небеса; Ях – бог луны. Представлялся в образе человека увенчанного лунным диском и лунным серпом. В нашем «музее» представлена краткая информация о следующих богах:_________.

Зал «Древняя Индия и Китай». Объединенный зал двух культур включает в себя достаточно скромные экспонаты. К Китаю в нем относится фрагмент Великой Китайской стены, строительство которой началось еще в Древнем Китае (III в. До н.э.), а закончилось в 17 веке. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, защищать ее от внешних неприятелей. Свидетельства развития китайской письменности относятся к 17-11 вв. до н.э. Самыми главными достижениями китайской древности являются деревянные и бамбуковые дощечки с иероглифами. Это первые книги Китая, имеющие название «цзянь». Среди экспонатов представлены бамбуковые палочки. Писать на деревянных пластинах было нелегко, но еще труднее было их изготовить. Для того, чтобы создать будущую книгу, необходимо было бамбуковые заготовки разрезать на коленца, а потом расщепить на тонкие полосы. Чтобы защитить древесину от загнивания и от всевозможных насекомых, её прогревали на костре.

Вычищенные и высушенные тонкие пластинки бамбука соединяли по несколько штук с помощью металлических скоб. Китайская книга была похожа на современные раздвижные шторы. Позже стали использовать выструганные пластинки. Готовые к написанию полотна имели длину от 20 до 70 см и ширину 10-15 см. После ряда исследований, было выявлено, что для частной переписки использовался бамбук длиной около 23 см, а для правительственных законов – 68 см.

Рукотворные книги не выцарапывались, а были написаны особым раствором. Для написания иероглифов китайцы применяли сок лакового дерева, из которого готовили специальные «чернила». «Тушь» получалась очень качественная и стойкая, допущенную ошибку можно было удалить, только хорошенько поскоблив ножом. Из волокон бамбука изготавливался инструмент для письма, напоминающий кисть. Текст на пластинах писали справа налево, сверху вниз. Каждая вертикальная строка содержала от 10 до 40 иероглифов.

К экспонатам по истории Древней Индии относится национальный наряд - Сари у женщин и Дхоти у мужчин. Сари - это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину. Однотонное или с цветочными узорами оно может быть как повседневным, так и праздничным. Хотя существует множество способов драпировки сари, наиболее распространённым является стиль, следуя которому индийские женщины обвязывают сари вокруг талии, формируя впереди складки, а конец (паллу) перебрасывают через плечо, закрывая грудь. Сари одевают с блузкой, называемой чоли или равика, и нижней юбкой. Дхоти - это задрапированная, набедренная одежда индийских мужчин. Дхоти представляет собой полосу прямоугольной ткани, длиной обычно 5 метров, белого или другого однотонного цвета.

Нельзя, ведя разговор об Индии, не упомянуть устройство общества. В Индии была распространена замкнутая кастовая система. По легенде, Бог Брахма разделил людей на касты определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением. Даже цвет одежды Каждой касте подобрал особый. Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога. Из рук своих Брахма создал воинов. Из бёдер были созданы земледельцы. Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг. Особенно тяжёлым и унизительным было положение неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст. В нашем макете отражен принцип создания каст и представлена фигура Брахмы.

Основой религиозной системы Древней Индии являлся Индуизм – уникальная религия, которая не имеет основателя, как большинство популярных религиозных течений. Индуизм представляет собой обобщенную систему верований и традиций, а также духовных и телесных практик.

Пантеон индийских богов довольно обширен. Выделяют три главенствующих божества, которые дополняют друг друга, но при этом имеют различные функции: Вишну – четырехрукое божество, парящее на орле, представляет собой всепроникающую сущность, сознающую прошлое и будущее, создающую и разрушающую вселенные. Сам Вишну также имеет несколько форм, которые отвечают за мироздание и поддержание баланса в природе. Главным воплощением Бога является Кришна, целью которого является уничтожение зла и спасение падших душ. Брахма – саморожденная сущность, наделенная способностью созидать. Имеет четыре руки, обозначающие четыре стороны света. Культ Брахмы менее распространен в индуизме, несмотря на занимаемое им положение в пантеоне богов. Шива – олицетворят созидание и разрушение. Считается основателем йоги. Изображается в виде четырехрукого существа, сидящего в позе лотоса. Обладает духовной семьей: женой Парвати и двумя сыновьями: Ганеша и Сканда. Известен, как разрушитель трех демонических городов, поостренных для осуществления зла. Главная цель приверженцев индуизма – духовное освобождение, которое способствует гармоничному существованию. В понимании религиозного течения, человек – это душа, оказавшаяся в условиях материального мира, где царят разочарование, страдания и невежество. Видео о смысле человеческой жизни в индуизме Смысл человеческой жизни в индуизме кроется в освобождении от противоестественного и наносного. Поиск наслаждений – главная цель человеческого существа, однако, под наслаждением понимаются не тривиальные удовольствия, имеющие иллюзорную природу, а достижение духовного просвещения. Формой постижения истины является реинкарнация, которая способствует накоплению жизненного опыта через временное прекращение физической активности. Поведение человека напрямую влияет на его жизненный опыт и духовное развитие. Люди, совершающие дурные поступки, обрекают себя на болезни, горести и разочарования. Карма – результат деятельности существа в текущей и прошлых жизнях. Реализация священного долга помогает избавиться от страданий и обрести духовную гармонию. Священная книга индуизма – Веды, в которых описываются древнейшие традиции, жертвенные формулы, заклинания и др.

Зал «Древняя Греция». Истории древней Греции можно посвятить не просто целый зал, а целый музей, научный труд и т.п. Мы разместили в этом зале наиболее интересные для нас моменты. Начинается наш зал с Олимпийских игр. Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 до н. э., хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну. Победителей на соревнованиях почитали как героев на войне. Наградой за победу служил венок из дикой оливы или лавра, победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель возводился на олимп. Олимп в понимании греков был пристанищем Богов. Система божеств была достаточно развита. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве. Зевс - главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном. Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном. Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона. Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы. Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва. Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий. Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс. Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой. Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан. Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств. Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй. Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия. При изучении истории и культуры Древней Греции мы часто встречались с большим количеством разнообразных сосудов. В нашем макете мы представили два: первый классическая амфора, Второй – кратер. Оба сосуда были связаны с виноделием: амфора использовалась для транспортировки и хранения вина, а кратер служил сосудом для смешивания вина с водой. Одной из характерных черт Древнегреческого искусства является орнамент. В нашем музее представлено несколько разновидностей.

Зал «Древний Рим». Изучать историю Древнего Рима невозможно не затронув легенду о волчице вскормившей Ромула и Рема. Легенду и скульптуру волчицы и легендарных братьев мы также разместили на нашем макете. Римское государство славилось своими воинскими традициями, поэтому следующий экспонат – римский воин. Но не только в войнах проходила жизнь римлян. В нашем музее вы можете увидеть, как выглядела повседневная одежда римлянина. Ее составляли, в основном, тога и туника. Нам показался очень интересным малоизвестный факт из истории культуры Рима (поэтому мы включили его в наш «Музей»): именно в Древнем Риме зародилось искусство мозаики из кусочков стекла, которую сегодня принято именовать витражом. В нашем музеи присутствует самостоятельно созданный витраж.

Итого: макет музея «История Древнего мира» имеет 5 залов, ____ экспонатов. Часть экспонатов может быть заменена по необходимости. Также макет имеет возможность расширения, путем добавления дополнительных страниц или отделений на уже имеющихся.

Итоговый этап

В ходе реализации проекта нами были изучены учебное пособие, тематическая энциклопедия, словарь, ряд произведений художественной культуры и визуальные источники. Участники группы обращались к уже изученным темам, самостоятельно (с консультацией учителя) изучали еще непройденный на уроках материал.

Были реализованы поставленные перед началом работы цели и задачи. При реализации проекта были созданы условия для накопления и реализации опыта интеллектуальной и творческой деятельности, путем проведения самостоятельного исследования и создания макета музея «История Древнего мира».

Проектная группа познакомилась с историей и особенностями древнего Первобытного общества, Египта, Греции, Рима, Китая и Индии. Были изучены быт и культура древних людей, накоплены знания о достижениях науки, культуры и изобретениях людей этих стран и их применении.

Систематизировать и обобщить знания удалось путем создания макета музея «История Древнего мира».

Ряд экспонатов проектной группе приходилось создавать вручную, что помимо прироста знаний по истории, помогало совершенствовать знания и умения в других областях, а также способствовало развитию коммуникативных навыков.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….....5

    Древнейшие люди………………………………………………………5

    1. Наши далекие предки…………………………………………………..5

      Орудия труда……………………………………………………………5

      Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой…….6

    Родовые общины охотников и собирателей…………………………..7

    1. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии………………………………………………………….7

      Охота стала важнейшим занятием…………………………………….7

      Родовые общины…………………………………………………….…8

      Лук и стрелы……………………………………………………………8

      Первобытные охотники……………………..…………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта «Открытия и изобретения древних охотников» состоит в том, что современный человек и в наши дни пользуется открытиями и изобретениями древних охотников. В начале времен охота и человек неразделимы. Она имеет настолько большое влияние на человечество, что значение ее трудно переоценить. Именно благодаря охоте человек стал человеком. В палеоантропологии существует гипотеза охоты, согласно которой австралопитек превратился в вид Homo Sapiens, именно тогда, когда начал изготавливать первое каменное оружие и научился обходиться с огнем. Для первобытного человека – охота далеко не развлечение, это единственный способ выжить, защититься от хищников, главнейший источник пропитания. Это также часть мировоззрения, так как охота была также частью обрядов и ритуалов. При изучении темы по истории в 5 классе «Жизнь первобытных людей» учитель – предметник использует в основном наглядные материалы в форме презентаций, рисунков, картинок с изображениями изобретений и открытий древних охотников, но ввиду отсутствия в школе абсолютно не используются наглядные пособия изобретений древних охотников, что является проблемой для более эффективного изучении интересных тем по истории. Поэтому цели проекта поставлены следующие:

    рассказать об открытиях и изобретениях древних охотников;

    продемонстрировать некоторые виды орудий труда, изобретений для охоты, используемые древним человеком. Для достижения целей разработаны задачи:

    изучить литературу о древнейших орудиях труда, изобретениях древних охотников;

    выяснить, какую роль занимали древнейшие орудия труда, изобретения и открытия древних охотников в жизни первобытных людей;

    изготовить наглядные пособия некоторых изобретений, орудий труда.

При разработке проекта использовался метод анализа источников информации с использованием логических приемов, как анализа, так и синтеза.

Таким образом, на защиту выносится проектно – творческая работа «Открытия и изобретения древних охотников». Впервые в ходе реализации проекта поставлена такая задача, как изготовление наглядных пособий изобретений и орудий труда древнего человека, что подтверждает его новизну . Практическая значимость проектно – творческой работы «Открытия и изобретения древних охотников» заключается в использовании изготовленных в ходе реализации проекта наглядных пособий для демонстрации на уроках истории при изучении темы «Жизнь первобытных людей».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I . ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ

1.1 Наши далекие предки

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить образ самых далёких предков. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которыми глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.

1.2 Орудия труда

Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то, возможно, увидели такую картину. Люди подошли к речушке, они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят – не годится. Другой поднимут – этот подходящий!

Человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки копалки или выполнять другую работу.

Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.

Целыми днями все они, от мала до велика, занимались собирательством: искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц. Как люди охотились? Может быть так…

Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди вспугнули стадо, которое спасается бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно. Их не догнать! Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем еще молодые животные. Они не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удается отрезать от стада зебру, они оглушают её дубинами и оглушают.

1.3 Овладение огнем

Разные опасности подстерегали человека. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе: молнией зажгло кустарники и траву, все кругом заполыхало. Подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.

Как человек овладел огнем? Этого никто не знает. Может быть, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – получишь огонь!

На стоянках людей запылали костры. Мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.

Нашим далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

ГЛАВА II . РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ

2.1 Первобытные люди постепенно расселялись по холодным странам Европы и Азии

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнем и научились добывать его. Они изобрели новые орудия труда, у них появилась одежда и жилища.

Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

2.2 Охота стала важнейшим занятием

Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали длинные и прочные палки, заостряли их каменными рубилами. А затем для придания большей твердости обжигали на огне. Потом появилось новое изобретение – острый каменный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Такое составное, из дерева и камня, копьё стало грозным и надёжным в борьбе со зверями.

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо диких животных к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им трудно было выбраться.

Люди охотились на диких коз, лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, - на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

2.3 Родовые общины

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как и люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным. В это время человеческие коллективы стали более сплоченными. «Люди разумные» жили родовыми общинами. В таких общинах родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич – значит он свой, ему надо помогать всегда и во всем. Если чужой обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.

Общими у рода были жилища, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи – мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.

Предки всех населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

2.4 Лук и стрелы

Многие тысячи лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости. Но для охоты на мелких и быстробегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее открытие – охотничий лук и стрелы. Метких охотник издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

2.5 Первобытные охотники

Кроме дичи единственной едой первобытных людей были ягоды, корни папоротника и орехи, плоды дикой яблони, вишни и сливы. Да и пчелы отдавали свои запасы в жадные руки дикарей, которые разрывали соты и пожирали их, не теряя времени на то, чтобы выжать мед. Еще в пищу шли улитки, моллюски, личинки, жуки и жирные гусеницы. Но все же самой большой радостью для племени был мертвый слон, бегемот или, скажем, носорог; тогда племя садилось вокруг и обгладывало скелет. Но это изобилие продолжалось недолго; наступали суровые времена с морозом, и племени приходилось отправляться в дальние края в поисках пищи. Люди тощали и дичали, словно волки. Голод заставлял их нападать на живую добычу, и в схватке с диким зверем одни погибали, а другие выживали. Трапеза членов племени, оставшихся в живых, едва ли представляла собой приятное зрелище; они разрывали зверя на части и поедали его сырым.

Добычей первых охотников были крупные животные - слоны, антилопы, бизоны и мамонты.

Можно представить себе какой силой, ловкостью, находчивостью должны были обладать первые люди, чтобы сразиться с такими противниками, орудуя всего лишь камнем или дубиной. Охотиться в одиночку было невозможно, использовались коллективные облавы, или загоны с большим количеством участников, также загоняли зверей на обрывы, откуда они срывались и разбивались.

Коллектив первобытных охотников применял самую настоящую охотничью хитрость. Спасаясь от преследования, охотники бежали не по прямой, а по очень широкой дуге. И если бежать вдоль прямой, замыкающей оба конца дуги, то, даже не обладая навыками быстрого бега, можно догнать лошадь или антилопу. Использовали они и тактику непрерывной погони, когда даже самое выносливое животное сдаётся перед долгим непрерывным натиском двуного зверя, неустанно преследующего его.

Со временем охота и орудия добычи совершенствовались. В среднем палеолите (40-100 тыс. лет назад) охотник применял уже поистине смертоносное изобретение, которое способствовало сильному обеднению животного мира. Речь идёт о деревянном копье. Копьё это не просто заострённая с одного конца и гладко обструганная палка. Копьё в руках умелого охотника страшное оружие. Уже в наши дни археологи при помощи примитивных орудий тех времён создали, так называемую, реплику копья. И что же оказалось? «Берёзовыми и буковыми копьями экспериментаторы пробили насквозь деревянную доску толщиной 10 мм и три слоя кожи оленя». А если наконечник копья обжечь на костре? Ведь охотник того времени уже не просто знал огонь, но и использовал его в практических целях.

Древний добытчик был не только умным, но и коварным. Подкрасться сзади к австралопитеку, и оглушить его дубиной или камнем, незаметно подкрасться к стаду спящих обезьян, и перебить его было его любимым занятием в Восточной Африке. Если в Юго-Восточной Африке добытчик охотился на антилоп и диких лошадей, то на просторах Евразии ему противостоял ископаемый слон (Elephas antiquus). Размеры древнего колосса были поистине впечатляющи вес до 2 тонн, рост достигал 4м. К тому же у него были огромные чуть ли не 2 м длинной бивни. Тут уже не помогало даже самое острое копьё. Но у охотника уже было оружие по страшнее копья - огонь. В испанском нагорье Гвадаррама, на стоянке в Амброне и Торральбо археологи нашли множество костей ископаемых слонов, обломок деревянного копья, множество каменных орудий и обгоревшие поленья перемешанные с землёй. Расположение костей убитых животных, остатки орудий, позволяют реконструировать события, произошедшие около 400 000 лет назад.

Раннее, раннее утро. Промозглый ветерок, дующий с вершины холма, насквозь продувает горстку древних людей. На некоторых накинуты шкуры убитых животных, других защищают только густые волосы, покрывающие их тело. Охотники изрядно замёрзли, мышцы одеревенели от холода, но они терпеливо ждут. Скоро здесь должны пройти по своей излюбленной тропе гигантские слоны. Они, если повезёт, будут хорошей пищей для детей и женщин, оставшихся в лагере. Внизу простиралось обширное болото, которое и собирались использовать древние люди в своих целях. В руках некоторых из них зажаты тлеющие головешки.

Люди старательно закрывают их от ветра. Трубный рёв прорезает долину и появляется стадо древних слонов. Ещё ниже пригнувшись к сырой от утренней росы траве, люди терпеливо ждут. Вот прошёл вожак стада старый, с умными маленькими глазками, весь покрытый шрамами, свидетельством боевых побед. Прошли самки, но люди их не трогают. Наконец три взрослых самца, две слонихи и два слонёнка поравнялись с охотниками. Пора, и по сигналу вожака несколько рослых охотников с громкими криками и копьями наперевес устремились навстречу им. Крик древних слонов не пугает, их не устрашит даже рык пещерного льва. Но огонь, он своими острыми, жёлтыми когтями ранит сильнее пещерного льва. Удача в тот день благоприятствовала древним охотникам, ветер дул в сторону болота. Удушливый ядовитый дым забивал мамонтам ноздри, огонь больно ранил своими жёлтыми когтями. И в панике древние слоны побежали в сторону болота, надеясь найти там спасение от острых когтей огня. Но нашли там свою смерть. Отвратительно чавкая, болото медленно засасывало свои жертвы. А лёгким охотникам болото нипочём. С весёлыми гортанными криками они окружили завязших в трясине слонов и принялись добивать их. Прочна шкура древнего слона, её не прокусить даже пещерному льву или пещерному медведю, но против каменного орудия или копья, чьё остриё закалено на огне, она не устоит. Под градом ударов орудий и копий она лопнула, и обнажились розовые бугры мышц. Издавая, последние громкие крики древние слоны отчаянно отбиваются могучими хоботами единственным оружием, которое они могут применить. Вот один из охотников, глухо охнув, схватился за спину, другому охотнику слон переломал хоботом ноги. Но остальные осторожны и увёртливы. Силы древних слонов ослабевают в неравной борьбе. Наконец, и последний слон убит и упал на бок. С громкими весёлыми криками охотники приступили к разделке ещё трепещущих слонов.

Предполагают, что хищнический характер охоты в это время является одной из причин сокращения численности, а затем и исчезновения таких видов животных как волосатый носорог, мамонт и др.

В верхнем палеолите (10-40 тыс. лет назад) происходило дальнейшее совершенствование орудий и способов охоты.

Например, настоящим произведением искусства этого периода являлась копьеметалка. При всех своих достоинствах копье как оружие дистанционного боя имело один существенный недостаток. Метнув его, человек оказывался безоружным до тех пор, пока не удавалось поднять брошенный снаряд. Поэтому древний «конструктор» оружия пытался добиться того, чтобы копье летело всё быстрее и дальше - и метко разило врага. Важным шагом в этом направлении стало изобретение именно копьеметалок. Эти несложные приспособления увеличивали зону эффективного поражения копьем до 80 метров. Американские индейцы называли их атлатлами, австралийские аборигены - воммарами. Они представляли собой палки или дощечки с крючком на одном конце, в который упирался тыльный обрез копья или дротика, в то время как другой оставался в ладони. В момент броска копьеметалка как бы увеличивала длину руки (т. е. рычага) Соответственно, возрастали и резкость, и мощь удара. В эпоху палеолита копьеметалки, были распространены практически повсеместно.

В это же время в добыче появляются мелкие животные (песцы, зайцы), в костных остатках все же преобладают кости лошади, мамонта, оленя, бурого медведя, но редко - кости шерстистого носорога, тура, бизона, пещерного льва. В это время появляются гарпуны с наконечниками из кости с одним и двумя зубцами, что позволяло добывать и мелких животных зайца, песца, сурка, белую куропатку и др., мелкие животные приобретают хозяйственное значение. В конце этого периода (10-15 тыс. лет назад) для крупных травоядных животных условия ухудшаются, численность их снижается, а некоторые виды исчезают. Основными видами охотничьих животных становятся куланы, лоси, косули, кабаны и др. Из более мелких -зайцы, бобры и др., орудия охоты совершенствуются. Появляются лук, стрелы, самоловы, что явилось огромным завоеванием людей, это резко повысило производительность труда. Появилась возможность создания запасов мяса (сушеного, вяленого). Это позволило определенной части людей заниматься скотоводством, земледелием или изготовлением орудий труда. Отлов диких зверей с помощью ям и их передержкой (молодняка) привели к последующему одомашниванию животных, скотоводству.

И только в это время, спустя тысячи лет охота постепенно приобретает второстепенное значение и становится более развлечением, интересным и опасным времяпровождением, нежели единственным источником выживания. Но за это время охота успела срастись с мужским естеством и сохранить свое значение и притягательность до сегодняшнего дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая проектно – творческую работу, подведем краткие итоги, сделаем выводы. Поставленные нами цели в начале работы над проектом были успешно выполнены. В ходе сегодняшней защиты мы рассказали об открытиях и изобретениях, позволивших древним людям выжить в те далёкие времена . Продемонстрировали в ходе показа презентации и наглядно некоторые виды орудий труда, изобретений для охоты, используемые древним человеком в форме наглядных пособий для изучения истории Древнего мира в 5 классе.

Для достижения поставленных целей выполнили ряд задач - изучили литературу о древнейших орудиях труда, изобретениях древних охотников, выяснили, какую роль занимали древнейшие орудия труда, изобретения и открытия древних охотников в жизни первобытных людей, изготовили наглядные пособия некоторых изобретений, орудий труда. Таким образом, в ходе нашего исследования мы установили, что благодаря появившимся изобретениям человек совершил прогресс в развитии и стал повелителем природы.

МОУ Ореховская СОШ

2013-2014 учебный год

Информационный проект на тему:

Олимпийские игры в древности и современности.

Проект выполнила:

Ученица 5 класса

Терещенкова Анна Сергеевна

Предмет: история древнего мира

Руководитель: учитель истории

Федорина Г.А.

С. Ореховка

C одержание :

1. Введение.

2. Цель проекта.

3. Задачи проекта

3. Актуальность.

4.Возникновение первых Олимпийских игр

5.Возрождение олимпийских игр, символика и ритуал их открытия.

6. Олимпийские игра в России.

Введение

Эту тему я выбрала по нескольким причинам. В 2013 году в нашей стране проходили в Сочи зимние олимпийские игры. Мы познаем мир истории, узнаем о развитие Олимпийских игр в древней Греции, и о том, как проходили олимпийски игры, когда наши мамы и папы были ещё довольно маленькими.

Цель проекта:

Изучить возникновение и развитие олимпийского движения.

Задачи проекта:

    Познакомиться с историей возникновения Олимпийских игр

    Пополнить знания о символах олимпийских игр

    Узнать информацию о возрождении Олимпийского движения и о проведении Олимпийских игр в нашей стране

Актуальность:

В настоящее время спорту уделяют много внимания. Строятся спортивные объекты, появляются новые виды спорта, выбран город нашей страны для проведения 22 Зимней Олимпиады, введен третий час урока физкультуры. Но возникает много вопросов:

1. Где возникли Олимпийские игры?

2. Кто не имел права принимать участие в Олимпийских играх?

4. Какие виды спорта были включены впервые Олимпийские игры?

6. Когда не проводились Олимпийские игры?

7. Когда и где был создан Международный олимпийский комитет – МОК?

8. Когда и где прошли первые современные Олимпийские игры?

9. Что символизируют кольца на олимпийском знамени? Сколько колец, и какого они цвета?

10 В каком году в России проводились Олимпийские игры? Какой город считался столицей Олимпиады?

11. Что являлось талисманом 22 летних Олимпийских игр?

12. Что обозначает девиз: «Ситиус, альтиус, фортиус»?

13. Где зажигается Олимпийский огонь?

И я решила разобраться во всех этих вопросах.

План проекта:

1. Узнать возникновение первых олимпийских игр.

2. Познакомиться с возрождением олимпийского движения, символикой и ритуалом начала олимпийских игр.

3. Рассказать о современных олимпийских играх в нашей стране: 22 летней олимпиаде 1980 года в г. Москве, 22 зимней олимпиаде в г. Сочи в 2014 году.

1.Возникновение первых олимпийских игр.

В этом вопросе я узнаю: когда возникли первые олимпийские игры, программу состязаний, в чем выступали спортсмены, кому они были посвящены и чем награждали победителя.

И так первый мой вопрос “Когда возникли первые олимпийские игры”? Чтобы ответить на этот вопрос я обратилась к литературе. И я узнала, что первые олимпийские игры прошли в 776 г. до н. э. в городе Олимпия у берегов реки Алфей. Это был самый великий праздник во всей Греции, куда съезжались делегации и посольства. Во время игр прекращались всяческие войны. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса через каждые четыре года. Это был общегреческий праздник, в котором участвовали только мужчины. В играх не имели право участвовать женщины, рабы, варвары, а также люди, подвергавшиеся наказанию по суду. Длились игры пять дней.
Состязательная часть праздника состояла из бега на 1 стадий. Что же такое - стадий? Стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями – 600 ступней, около 190 метров. От слова стадий появилось слово стадион. Победителем на первых олимпийских играх стал повар из Элиды – Корэб.

Состязания бегунов проводились в несколько этапов, до тех пор, пока не оставались 4 быстрейших, которые и разыгрывали 1 место. До 704 г. до н.э. программа игр состояла только из бега, и на 18-й олимпиаде в программе появляется пентатлон (сейчас называют пятиборье). В то время в пентатлон входили: борьба, метание копья и диска, прыжки, бег. Через 5 олимпиад – кулачный бой, а ещё через 2 олимпиады скачки на колеснице. Через 32 года в программу олимпиады включается панкратион. Панкратион - жесточайший и популярнейший вид древнегреческого единоборства, в котором соединены элементы борьбы и кулачного боя.

В какой же одежде выступали спортсмены? Они выступали в набедренных повязках, но история оставила память о том, что якобы во время состязаний в беге один из участников потерял набедренную повязку, но одержал победу. С 720 г. до н.э. атлеты стали выступать обнаженными.

На олимпийских играх награждали венком из оливы. Оливковое дерево, по преданию, было посажено самим Гераклом. Эта простая награда ценилась греками дороже золота и драгоценностей, она дает ее обладателям вечную славу и почет.

На олимпийских празднествах выступали не только спортсмены, но и поэты, которые читали стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли их в своих речах. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств. На играх выступали Геродот, Сократ, Демосфен, Лукиан.

В 146г. до н.э, когда Греция потеряла свою самостоятельность, олимпийские игры перестали проводить. В 394г. н.э. римский император Феодосий первый издал эдикт о запрещении проведения Олимпийских игр. В 392 - 395 гг.н.э. древнегреческие олимпийские игры перестали проводиться.

2.Возрождение олимпийских игр, символика и ритуал открытия Игр.

В этом вопросе я познакомилась с именами людей, которые предложили возродить олимпийское движение, с символикой и ритуалом.

Б олее тысячи лет развалины Олимпии так и оставались нетронутыми. Только в 1824 году английский археолог лорд Станхоф приступил к первым серьезным раскопкам на берегах Алфея и нарисовал план Олимпии, какой она была в античные времена.

В 1793 году с предложением возродить олимпизм выступил один из основоположников немецкой гимнастической школы Гутс-Мутс, но он не нашел поддержки. Через 59 лет идея Олимпийских игр была вынесена на широкую публику в виде лекции под названием "Олимпия", прочитанной 10 января 1852 года другим немецким гимнастом - Эрнстом-Курциусом в Берлине. В конце прошлого века были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов различных стран. С выходом спорта на международную арену возникла необходимость проведения крупных комплексных состязаний, образования центра международного спортивного движения.

В этих условиях французский общественный деятель Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество "дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования" и будут способствовать культурному сотрудничеству народов.

25 ноября 1892 года, в парадном зале Сорбонны в Париже Кубертен прочитал лекцию "Олимпийский ренессанс". Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: - Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!

И перед изумленными слушателями он нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого, умного и красивого человека. Древние эллины возводили в культ гармонично развитого человека, недостатки физического развития считались столь же постыдными, как и изъяны в интеллектуальном образовании. Платон называл хромым и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать или плавать. История сохранила имена выдающихся граждан древнего мира, которые соответствовали - термину "гармоничный человек". Пифагор, теорема которого известна школьникам всего мира, был могучим кулачным бойцом. Отец медицины древнегреческий врач Гиппократ считался очень неплохим борцом и наездником. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид. - И мы наследники этой цивилизации! - воскликнул Пьер де Кубертен. Итак, призыв был брошен. С помощью друзей во многих странах Кубертену удалось организовать всемирную встречу сторонников олимпизма. Эта встреча - а точнее Учредительный конгресс - состоялась 23 июня 1894 года в Сорбонне. Двумя тысячами делегатами от двенадцати стран единогласно было принято решение о возрождении Олимпийских игр и учреждении Международного олимпийского комитета (МОК). Это высший руководящий орган олимпийского движения, в состав которого вошли четырнадцать представителей от двенадцати стран, в том числе и нашей страны – генерал – лейтенант, педагог А.Д. Бутовский.

Ч тобы протянуть нить, связывающую две цивилизации - эллинскую и нашу, местом проведения I Олимпийских игр современности были выбраны Афины. Годом I Олимпиады был назван 1896-й. И с тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на овеянном дыханием веков алтаре Олимпии. Он уходит за горы, опускается в долины... Этот огонь пересекает одну границу за другой. Человек передает его другому. И, таким образом, представители разных народов становятся ближе, олимпийский огонь объединяет их.

А сейчас мы подошли к вопросу о символике и ритуалах.

Олимпийский огонь

Ритуал зажжения священного огня происходит от древних греков и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.

Девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, сильнее». Эта фраза из трех слов впервые была сказана французским священником Анри Мартином Дидоном (Henri Martin Dideon) на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Девиз понравился Кубертену, он посчитал, что именно эти слова отражают цель атлетов всего мира.

Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном: “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”.

Эмблема состоит из пяти сцепленных между собой колец. Этот символ был разработан Пьером де Кубертеном в 1913 году. Пять колец – символ пяти континентов (Европы - синее, Азии - желтое, Австралии - зеленое, Африки - черное, Америки - красное).

Флаг Олимпийских игр представляет собой изображение олимпийских колец на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия). Олимпийский флаг используется в церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады.

Олимпийская клятва
Текст клятвы предложил Пьер де Кубертен, впоследствии он несколько изменился и сейчас звучит так: «От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд». Клятву принимают тренеры, официальные лица команд, спортивные судьи. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее впервые в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

Олимпийские медали
Победитель получает золотую медаль (на самом деле эта медаль серебряная, но покрытая относительно толстым слоем золота). За второе место дают серебряную медаль, за третье – бронзовую. Вручение медалей происходит на специальной церемонии после соревнований. Победители располагаются на подиуме в соответствии с завоеванными местами. Поднимаются флаги стран, представителями которых являются победители. Играется гимн страны, представителем которой является обладатель золотой медали.

Церемония открытия игр
В параде стран первой всегда выходит команда Греции. Далее команды стран идут в алфавитном порядке. Замыкает парад команда страны-хозяйки Игр. На церемонии выступают Президент Оргкомитета и Президент МОК. Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажжения олимпийского огня. Выпускаются голуби как символ мира. Все атлеты и официальные лица команд принимают олимпийскую клятву.

3. Олимпийские игры в России.

3.1.Оолипиада-80

В этом вопросе я узнала: какие страны не принимали участие, о талисмане Олимпиады – 80,о странах–победительницах. Город Москва 2 раза направляла в МОК официальные приглашения–заявки на проведение олимпийских игр и только на 2 раз Москва получила согласие на право проведения 22 летних олимпийских игр. История с Олимпиадой в Москве - наглядный пример использования спорта с целью оказания политического давления одних стран на другие. В период с 1974 по 1980 год много было сделано, особенно администрацией США в частности тогдашним президентом Джими Картером, чтобы сорвать проведение олимпиады 80 в Москве, это было связанно с вводом советских войск в Афганистан. Д. Картер в 1978 году своим решением запретил продажу ЭВМ для нужд олимпиады, так же он призывал по национальному телевидению к бойкоту олимпийских игр в Москве. Но олимпиада - 80 все-таки состоялась. В Олимпиаде-80 приняли участие спортивные делегации 81 страны. 5189 спортсменов (1115 женщин). 21 вид спорта. На Московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии и некоторых других стран. Лидеры в неофициальном командном зачете: 1. СССР (80-69-46); 2. ГДР (47-37-42); 3. Болгария (8-16-17)

    Талисман игр - Олимпийский Мишка, получился таким, каким его полюбила вся страна, получился благодаря художнику Виктору Чижову. Конкурс на символ Олимпиады был большим – многие художники бились за право представить свое творение в качестве оберега страны на играх. Виктору Чижову предложил поучаствовать в конкурсе его старый друг, художник Владимир Перцев. Собравшись в студии Виктора Чижова, несколько художников начали работать над образами медведей.

    Шарики надувались около 2-ух дней до окончания Олимпиады. А вот медвежонок надувался всего лишь 20 минут! А причина кроется в аппарате, который надувал шары! К мелким и не очень большим предметам аппарат, можно сказать, относится более заботливо и чатильно, а к большим предметам соответственно не так. Причина - бракованный аппарат из Германии.

    Олимпийские игры проходили не только в столице нашей родины Москве, но и в Минске, Киеве и Таллинне.

    На сессии МОК в Москве был избран новый президент МОК - Хуан Антонио Самаранч. Вот что он сказал по поводу олимпиады-80: « … Что касается московских игр, мне хотелось бы отметить их отличную подготовку и превосходный спортивный дух. Жаль, что в них не участвовали спортсмены отдельных стран. Уверен, что Московская Олимпиада войдёт в историю своей великолепной организацией.

    Олимпиада в Москве превзошла по техническим параметрам предыдущие Игры в Мюнхене и Монреале.

3.2 22 зимняя олимпиада в г. Сочи в 2014 году.

В этом вопросе я познакомилась с зарождением зимних Олимпийских игр и с 22 зимней Олимпиадой в городе Сочи.

В 1925 году МОК принял решение о проведении зимних олимпийских играх. За год до этого в г. Шамони (Франция) проходила Международная спортивная неделя по случаю 8 Олимпиады. Она-то, впоследствии, получила ранг 1-х зимних олимпийских игр. В программу соревнований входило 5 – 6 видов спорта. Наши спортсмены впервые выступили на 7 зимних Олимпийских играх в 1956 году в Италии в г. Кортина д`Ампеццо. Первую медаль принесла Л. Козырева. На 17 Олимпийских играх,1994 год в г. Лиллехаммере, Россию впервые после 1922 года представляла самостоятельная команда.

Накануне МОК выступил с двумя инициативами: о провозглашении 1994 года - международным годом спорта и Олимпийского идеала и об обязательстве всех государств – членов МОК соблюдать олимпийское перемирие. ООН поддержал обе эти инициативы.

Как известно, зимние Олимпийские игры до 1994 года проводились в один год с летними. Учитывая возросшую роль в МСД и равноценную значимость с летними Олимпийскими играми, МОК в 1994 принял решение о проведении этих олимпиад с разницей по срокам в 2 года. И следующие зимние олимпийские игры были проведены в 1998 году.

Впервые Россия приняла звание, на проведение зимних Олимпийских игр 4 июля 2007 года. Город Сочи объявлен городом - столицей 22 зимних олимпийских игр.

Столица олимпиады Сочи была выбрана во время 119-ой сессии МОК в городе Гватемала, столице Гватемалы 4 июля 2007 года. По окончанию на тех же объектах будут проводиться зимние пара - олимпийские игры.

22 июня 2006 года президент МОК Жак Рогх из 7 претендовавших заявок назвал имена 3 городов - кандитатов: Сочи, Зальцбург, Пхенчхан.

1 марта 2010 года на церемонии закрытия Олимпиады 2010 в 5:25 по московскому времени президент МОК передал Олимпийский флаг мэру Сочи Анатолию Паховому. Прозвучал гимн России в исполнении Московского государственного академического хора (дирижер Владимир Минин), и над Стадионом столицы олимпиады 2010 был поднят Флаг России. После этого в 5:30 началось торжество, представившее Сочи-столицу олимпиады 2014 года. Вводная часть открылась симфоническим Тунгусским метеоритом, который, как известно, прилетел в год, когда Россия (тогда ещё российская империя) впервые была представлена на олимпийских играх. Затем из земли начали расти ледяные кристаллы, дан старт символическому забегу, космонавт запустил спутник, и по стадиону промчалась русская тройка. Появился монумент «Рабочий и колхозница» на фоне разведенных мостов и монумента «покорителям космоса». В лунном ночном небе парит балерина на доске для сноубординга. Наталья Водянова поднимает прозрачный шар с логотипом олимпиады Сочи-2014, дует на экран и появляется морозный узор с надписью «Welcome to Sochi».

Начинается основная часть представления 8-минутная, как принято на церемониях закрытия олимпиады. Белоснежка в окружении 7 гномов дотрагивается до прозрачного шара, и по стадиону начинают движение люди внутри прозрачных сфер. Зрители на стадионе переносятся в Москву, где на красной площади симфонический оркестр Мариинского театра внутри светящихся олимпийских колец исполняет музыку Георгия Свиридова к кинофильму «Время, вперёд!». После этого на стадионе зазвучала музыка 3-й части 6-й симфонии, и на сцену выходят артисты сводной группы Мариинского театра, Большого и Новосибирского театров, которые в танце создают символы видов олимпийских видов спорта. Они выступают в красочных костюмах различных эпох истории России (времен российской империи, Великой отечественной войны, и современного времени).

Дельфин, снятый из-под воды снизу (заметен эффект «окна») переносит зрителей на берег черноморского побережья, где под открытым небом выступают знаменитые Татьяна Навка и Роман Костомаров.

Представление завершается появлением гигантского логотипа Олимпиады 2014.

1 сентября 2010 года. Был объявлен всероссийский конкурс, в котором мог принять участие любой желающий. Всего было 24048 работ.

2 февраля работал альтернативный сайт. К 26 февраля определились 2 наиболее популярных символов Белый медведь, Леопард. Заяц, Лучик и Снежинка оказались в конце списка.

Из финальных вариантов 26 февраля окончательно были выбраны при голосовании и теле шоу «Талисмания. Сочи 2014. Финал» на первом телеканале. Жюри объявило 3 победителей – Белый мишка, Зайка и Леопард. Согласно объявленному выбору спортсменов параолимпийцев, талисманами игр стали лучик и снежинка.

Заключение.

Работая над проектом, я расширила свои знания по истории Олимпийских игр, научилась искать интересующую меня информацию из дополнительной литературы, использовать Интернет для поиска материала для проекта, особенно понравилось искать иллюстрации для презентации. Было интересно составлять собственную презентацию, а не пользоваться готовой из Интернета.

Поняла в процессе работы, что литературы по данному вопросу очень много, в этом состояла главная трудность, поиск нужной информации и тщательный отбор её для освещения темы проекта.

Чтобы презентация получилась красочная, пришлось искать иллюстрации. Научилась картинки вставлять в слайд, работать с конструктором слайда, форматом шрифта и выравнивания текста, шаблоном слайда. Умению придавать надписям цвет. Поняла, что создать презентацию –это очень увлекательно, буду осваивать эффекты анимации. Это творческих процесс, можно создать свое собственное произведение.

История Древнего мира. 5 класс. Тетрадь проектов и творческих работ. Вигасин А.А. и др.

3-е изд. - М. : 2018 . - 8 0 с.

Тетрадь создана к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Пособие адресовано учащимся. К каждому из предусмотренных в учебнике информационно-творческих проектов в пособии предложены пошаговые алгоритмы их выполнения. Учащиеся смогут понять цель и смысл выполнения каждого из проектов, найдут необходимую информацию в учебнике, Интернете, дополнительной литературе для их реализации. В тетради предусмотрена возможность зафиксировать собранную из разных источников информацию и подготовить на её основе проект. В тетрадь также включены задания для творческих работ по истории Древнего мира (работа с лентой времени, контурными картами, иллюстрациями, шифрограммами; выполнение заданий в рубрике «Историческая викторина «Знатоки истории»). Работа с тетрадью окажет помощь в реализации требований ФГОС основного общего образования по формированию у учащихся умений исследовательской и проектной деятельности, а также будет способствовать повышению интереса пятиклассников к предмету.

Формат: pdf

Размер: 9,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Уважаемый пятиклассник!
Ты держишь в руках тетрадь, которая предназначена для выполнения учебных проектов и творческих заданий. Слово «проект» означает «разработанный план, нацеленный на создание чего-то нового, полезного». Осуществление проекта называют проектной деятельностью. Для каждого современного человека чрезвычайно важно планировать свою деятельность и добиваться выполнения своих планов. Работая над учебными проектами, ты сможешь приобрести навыки, которые пригодятся в будущем. История - одна из самых интересных наук - открывает широкие возможности для подготовки исследовательских и творческих проектов.
В учебнике на с. 300 авторы поместили темы информационно-творческих проектов, с которыми ты будешь работать в течение учебного года. Выполнить их ты сможешь с помощью учителя. По некоторым проектам предусмотрена работа в группе.
Тетрадь поможет тебе правильно организовать свою работу. У всех проектов разное содержание и должен быть разный результат, но схема работы, как правило, одна. Прежде всего свою деятельность ты начнёшь с постановки вопроса «Что я хочу узнать и выяснить?»
В тетради записаны и обозначены значком гч главные вопросы, которые ты можешь дополнить. Далее указана цель, реализация которой и будет означать выполнение проекта.

Loading...Loading...