Урок мышцы их строение и функции. Учительские университеты. Общий обзор мышц человека

Цель урока: создать условия для понимания учащимися особенностей строения скелетной мускулатуры, через ознакомление с теоретической информацией, ее анализом и последующим преломлением информации при выполнении заданий как теоретического, так и практического характера.

Самостоятельная работа. Проводиться может как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Информация для учащихся.

Информационная карта.

Уважаемые учащиеся! Прочитав информацию о строении и работе мышц в учебнике или выданном тексте, выполните задания.

1. Запишите в тетради схему строения скелетной мышцы (вместо точек вставить части, образующие мышцу): Мышца =... + ... + ... + ... + ...

2. Выполните в тетради рисунок – схему строения скелетной мышцы и подпишите все ее составные части, основываясь на задании 1 и рисунке №1.

3. Перепишите в тетрадь классификацию мышц и заполните две оставшиеся графы таблицы (при заполнении используйте рисунки №2-6 и проверяйте функцию – действие мышц на своем теле).

Подразделение Вид Место расположения в теле Название мышцы (пример)
По форме 1. Веретёнообразная
2. Квадратная
3.Треугольная
4. Лентовидная
5. Круговая
По количеству головок 1. Двуглавая
2. Трехглавая
3. Четырехглавая
По функции 1. Сгибатель
2. Разгибатель
3. Вращатель

А) к наружи – пронатор

Б) к нутри – супинатор

А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

Б) супинатор

4. Подниматель
5. Сжиматель – сфинктер
6. Отводящая
7. Приводящая

4. Запишите в тетради, очень кратко, тремя пунктами, как осуществляется механизм сокращения скелетной мышцы, проанализировав и систематизировав информацию из прочитанного текста. (Почему скелетная мышца сокращается? Что обеспечивает ее сокращение?)

5. Запишите четырьмя пунктами, в чем выражается работа сгибателей и разгибателей, проанализировав и систематизировав информацию из прочитанного текста (как они работают в обычных и особых случаях)?

6. Запишите по пунктам, что собой представляет работа мышц, проанализировав и систематизировав прочитанную информацию.

7. Выполните исследование по изучению статической и динамической работы скелетных мышц.

  1. Возьмите в руку груз (например, свой портфель) и удерживайте его на вытянутой руке с одновременной фиксацией времени удержания груза с помощью секундомера (пусть время засекает ваш товарищ).
  2. Через некоторое время (5 минут) возьмите груз снова в руку и начните его поднимать и опускать и точно также фиксируйте время упражнения.
  3. Сравните свои ощущения при выполнении двух видов работы и время их выполнения. На основе этого сравнения сделайте вывод об особенностях выполнения статической и динамической работ скелетными мышцами и запишите его.

Строение и работа скелетных мышц.

Скелетные мышцы образованы поперечнополосатой мышечной тканью, мышечные волокна которой собраны в пучки. Внутри волокон проходят белковые нити, благодаря которым мышцы способны укорачиваться – сокращаться. К каждой мышце подходят кровеносные сосуды и нервы. Мышцы снаружи, а также каждый мышечный пучок покрыты соединительнотканной оболочкой и прикрепляются к кости при помощи сухожилий. Один конец мышцы, головка, прикрепляется к одной кости, второй, хвост, через сустав или суставы – к другой кости так, что при ее сокращении кости приходят в движение.

К скелетным мышцам подходят нервы, содержащие чувствительные и двигательные нейроны. По чувствительным нейронам передаются импульсы от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов в центральную нервную систему, где обрабатываются и при необходимости передается сигнал о сокращении конкретной мышцы. По двигательным нейронам проводятся импульсы (о необходимости сокращения) от спинного мозга к мышце, в результате чего мышца сокращается. Таким образом, сокращение мышц в организме совершается рефлекторно. В то же время на двигательные нейроны спинного мозга оказывают влияние импульсы из головного мозга (о желании человека выполнить то или иное движение), в частности из коры больших полушарий. Это делает движение произвольными. Основное свойство мышечной ткани – сократимость. На этом свойстве основана работа мышц. В возбужденном состоянии мышца укорачивается и утолщается – сокращается, затем расслабляется и принимает прежние размеры. Сокращаясь, мышцы приводят в движение части тела, обуславливают перемещение организма или поддержание определенной позы.

Движение тела происходит благодаря сокращению мышц. Когда мышцы сокращаются, они совершают работу. При сокращении мышц кости сближаются или отдаляются, передвигая тело или его части, поднимают или удерживают груз. Мышцы, которые обеспечивают движение, делятся на сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, вращающие кость по часовой стрелке и против нее.

Одна и та же мышца не может сгибать и разгибать кости в суставе, а движение костей и вместе с ними частей туловища производят как минимум две мышцы (на самом деле их значительно больше). Не всегда мышцы располагаются там, где прикладывается их сила.

Амплитуда – размах движений зависит от длины мышечных волокон, а сила – от площади поперечного сечения мышечного пучка. Чтобы согнуть кисть в кулак, мышцы должны обладать достаточной длиной. Вот почему мышцы, сгибающие и разгибающие пальцы, находятся на предплечье, мышцы, опускающие и поднимающие плечо, – на туловище и т.д. (Вы можете выполнить эти действия, и убедиться где находятся мышцы, выполняющие эти функции.) Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении, синергистами. Они работают согласованно.

Сгибание в суставе осуществляется при сокращении мышц-сгибателей и одновременном расслаблении мышц-разгибателей.

Согласованная деятельность мышц-сгибателей и мышц-разгибателей возможна благодаря чередованию процессов возбуждения и торможения в спинном мозге (соматический отдел нервной системы). Например, сокращение мышц – сгибателей руки вызвано возбуждением двигательных нейронов спинного мозга. Одновременно расслабляются мышцы-разгибатели. Это связано с торможением двигательных нейронов.

Мышцы – сгибатели и разгибатели сустава могут одновременно находиться в расслабленном состоянии. Так, мышцы свободно висящей вдоль тела руки находятся в состоянии расслабления. При удержании гири или гантели в горизонтально вытянутой руке наблюдается одновременное сокращение мышц-сгибателей и разгибателей сустава.

Сокращаясь, мышца действует на кость как на рычаг и производит механическую работу. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. Источниками этой энергии служат распад и окисление органических веществ (углеводов, жиров, нуклеиновых кислот). Органические вещества в мышечных волокнах подвергаются химическими превращениями, в которых участвует кислород. В результате образуются продукты расщепления, главным образом углекислый газ и вода, и освобождается энергия.

Протекающая через мышцы кровь постоянно снабжает их питательными веществами и кислородом и уносит из них углекислый газ и другие продукты распада.

Длительная, непрерывная, однообразная работа, как Вам хорошо известно, вызывает утомление мышц, то есть становится сложно выполнять физическую работу. После отдыха утомление проходит, мышцы вновь способны сокращаться и производить работу. Во время отдыха кровь выносит вредные вещества из клеток.

Работоспособность и производительность труда человека зависят от его умения организовывать свое рабочее время. Оптимальные ритм работы и нагрузка обусловлены возрастом человека, его физической и профессиональной подготовленностью.

Работа, связанная с перемещением тела или груза в пространстве, называется динамической, а работа, связанная с удержанием определенной позы или груза, – статической.

При статической работе в действие вовлекаются все мышцы, которые обычно работают как антагонисты, а при динамической они работают по очереди: сначала одни, потом другие. Кроме того, при статической работе часто бывает затруднено кровоснабжение мышц, потому что некоторые сосуды оказываются сжатыми. При динамической работе этого не происходит. Более того, движение мышц ускоряет отток от них крови, насыщенной углекислым газом и другими продуктами распада.

Утомление мышц и влияние на их работоспособность ритма сокращений и величины нагрузки изучал русский физиолог И.М.Сеченов. Он выяснил, что при выполнении физической работы очень важно подобрать средние величины ритма и нагрузки. При этом производительность будет высокой, а утомление наступает позже.

Распространено мнение, что лучший способ восстановления работоспособности – это полный покой. И.М.Сеченов доказал ошибочность такого представления. Он сравнил, как восстанавливается работоспособность в условиях полного пассивного отдыха и при смене одного вида деятельности другим, то есть в условиях активного отдыха. Оказалось, что утомление проходит скорее и работоспособность восстанавливается раньше при активном отдыхе.

Рисунок строения скелетной мышцы

Работа мышц руки при удержании груза

Работа мышц при сгибании и разгибании

Мышцы, формирующие туловище человека

Ответы.

Задание №1.

Мышца = пучки поперечнополосатых волокон + кровеносные сосуды + нервы + соединительнотканная оболочка + сухожилие.

Задание №3.

Подразделение Вид Место расположения в теле Название мышцы (пример)
По форме 1. Веретёнообразная на передней стороне ноги портняжная
2. Квадратная на груди большая грудная
3. Треугольная на голове височная
4. Лентовидная на голове и шеи грудино-ключично-сосцевидная
5. Круговая на голове круговые глаз и рта
По количеству головок 1. Двуглавая на руке, на плече двуглавая плеча
2. Трехглавая на руке, на плече трехглавая плеча
3. Четырехглавая на ноге, на бедре четырехглавая бедра
По функции 1. Сгибатель на руке, на плече двуглавая плеча
2. Разгибатель на руке, на плече трехглавая плеча
3. Вращатель А) на руке, на предплечье

Б) на руке, на плече

А) квадратный пронатор

Б) супинатор

4. Подниматель на груди поднимающие ребра, межреберные
5. Сжиматель – сфинктер на голове круговая рта
6. Отводящая на руке, на плече дельтовидная
7. Приводящая на груди большая грудная

Задание №4.

Механизм сокращения скелетной мышцы.

  1. К мышце по нервам подходит нервный импульс.
  2. Под действием нервного импульса мышечное волокно сокращается.
  3. Механизм сокращения мышцы, таким образом, осуществляется рефлекторно.

Задание №5.

Характеристика работы сгибателей и разгибателей.

  1. Сгибатели и разгибатели осуществляют противоположное действие.
  2. Сгибание происходит благодаря сокращению мышц сгибателей и расслаблению мыши разгибателей, а разгибание наоборот сокращены разгибатели и расслаблены сгибатели.
  3. Сгибание и разгибание конечностей осуществляется согласовано, благодаря чередовании) процессов возбуждения и торможения в спинном, мозге.
  4. Одновременно могут быть: сокращены сгибатели и разгибатели – удержание гантели в горизонтально вытянутой руке: расслаблены сгибатели и разгибатели висящая вдоль тела свободно рука.

Задание №6.

Работа мышц.

  1. Мышца действует на кость как на рычаг.
  2. При работе мышц расходуется энергия, выделяющаяся при распаде и окислении органических веществ.
  3. Кровь обеспечивает постоянное снабжение мыши питательными веществами.

Задание №7.

Вывод. Выполняя задания по удержанию груза в вытянутой руке и по поднятию и опусканию груза, я выяснил, что поднимать и опускать груз легче, чем удерживать его в вытянутой руке. Таким образом, динамическая работа выполняется легче, поскольку.мышцы включаются попеременно, то двуглавая, то трехглавая (поскольку они антагонисты) мышцы.

Цитирование произведено из списка литературы.

Проект урока

8 класс. Биология

Технологическая карта урока

Тема урока

Мышцы, их строение и функционирование

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Форма урока

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО.

Тип урока

Урок новых знаний

Оборудование

Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции.

Методы

Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

2. Целеполагание.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц.

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Валеологическая минутка.

2. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Лабораторная работа.

6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

9. Оценивание.

1. Организационный момент.

Валеологическая минутка.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

Выход на тему.

Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».

(слайд2)

11. Целеполагание

    Что вы уже знаете по этой теме?

    Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)

    А зачем нужно изучать этот материал?

А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .

План урока

    Строение мышц.

    Функции мышц.

    Основные группы мышц, значение физических упражнений.

    Классификации мышц.

111. Изучение нового материала

1. Беседа.

А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).

Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

(слайд 4)

Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

(слайд 5)

2. Работа в группах

Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:

а) получение задания группами

б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе

в) защита ответа спикером

Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

а) Получение задания группами.

Задание для 1группы - «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 1 группы

Тема: Строение мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).

    Обсуждение в группе для выработки единого ответа.

Роли в группе:

Хранитель времени…………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………………

3. Заполните схему

Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 2 группы

Тема: Функции мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).

Роли в группе:

Секретарь (пишет)………………………………………………………….

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………..

Помощники…………………………………………………………………….

Вопросы для обсуждения в группе:

Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)

Лист – инструкция для 3 группы

Тема: Основные группы мышц.

Этапы работы:

    Распределение ролей.

    Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).

    Обсуждение в группе для выработки единого мнения.

Роли в группе:

Секретарь (пишет)…………………………………………………………..

Спикер (выступающий от группы)………………………………….

Хранитель времени………………………………………………………….

Помощники………………………………………………………………………..

Вопросы для обсуждения в группе:

    Объедините все мышцы в схему.

Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.

б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе .

Работу в группах начали.

3. Работа с диском.

Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.

Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.

Материал, который располагается на диске.

Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво­дят их в движение. Поэтому их на­зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око­ло 650 мышц.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17-18 лет она достигает 35- 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25-30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы выполняют следующие функ­ции :

I ) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

2) обес­печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) перемещают части тела друг от­носительно друга;

4) осуществляют дыхательные и глотательные движе­ния;

5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

6) вы­рабатывают тепло;

7) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

в) Защита ответа спикером

Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.

Рабочий лист для 1 группы

№ 1

1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

№ 2

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 2 группы

1

    Выясните общее строение мышцы и подпишите.

    Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

№ 2

1. Объедините все мышцы в схему.

2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?

Рабочий лист для 3 группы

1

    Выясните общее строение мышцы и подпишите.

    Как мышцы крепятся к скелету?

3. Заполните схему

мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина

2

1. Какие функции выполняют мышцы?

2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.

в) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку ).

(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.

    Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).

    Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.

    Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

4.Беседа.

Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?

Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?

Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.

(слайд 9)

5. Беседа.

По каким признакам можно разделить мышцы на группы?

А теперь давайте сравним с действительными, к акие признаки вы угадали? А какие не угадали?

Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.

6.Работа со слайдами 10 - 13 .

Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.

По форме мышцы делятся на : веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.

(слайд 10)

Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?

По строению мышцы делятся на : одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.

(слайд 11)

Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?

(слайд 12) По расположению мышцы делятся на : косые, прямые, глубокие и т.д.

Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям . Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.

    Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?

    Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?

    Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?

    Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?

(слайд 13 полностью открывается)

Валеологическая минутка.

Цель: профилактика заболевания глаз.

1 V. Закрепление

7.Обобщительная беседа.

Какие основные функции выполняют мышцы?

По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)

Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)

Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)

Зачем необходимо тренировать мышцы?

V. Лабораторная работа

Тема: Определение местоположения отдельных мышц.

Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.

Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.

Задания.

    Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.

    Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?

Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.

    Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?

    Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?

Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.

    Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?

V1. Проверочная работа

Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).

Валеологическая минута.

Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.

Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».

Тест

Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………... Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).

8.Взаимопроверка.

Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.

(слайд 18)

«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки - 4, «3-4» ошибки – 3.

Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?

V11. Домашнее задание (сл. 19)

Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.

*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» с. Богуславец
Красноармейского муниципального района
Приморского края
Урок-игра

Составила: учитель биологии и химии,
высшей квалификационной категории
Немцева Т.А.
Рекомендации к использованию
Урок-игра по теме «Ну-ка мышцы, встаньте в ряд» проводится в 8 классе после изучения темы «Мышцы. Работа мышц». Этот урок является обобщающим. На этом уроке учитель проверяет знания учащихся по данной теме. В урок включена практическая часть «Изучение мышечной силы – электромиография», учащиеся 8 класса получают возможность научиться работать на новом цифровом лабораторном оборудовании Кобра 4. Только наглядным образом учащиеся увидят и поймут работу мышц, в спокойном состоянии и при физической нагрузке. На интерактивной доске демонстрируется график биоэлектрических потенциалов мышц. Обобщающие уроки в форме игры развивают у учащихся познавательный интерес, а англядность применяемая на уроке позволяет более полно усвоить полученные знания и применить их на практике.
Урок-игра
«Ну-ка мышцы, встаньте в ряд»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Закрепить знания о строении и свойствах мышечной ткани, особенностях строения и функциях скелетных мышц, об основных группах мышц тела человека;
Дать представление о системе, которая управляет сокращениями мышц, об условиях, повышающих работоспособность мышц;
Закрепить знания о видах работы мышц;
Влияние ритма и нагрузки на работу мышц;
Научиться работать на современном цифровом лабораторным оборудовании Кобра 4, набор «Электрофизиология».
Воспитательные:
Воспитать культуру общения, бережное отношение к своему здоровью.
Формировать понимание о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.
Способствовать формированию умения работать в группе, ответственности за выполнение своей части работы, объективной оценки деятельности членов группы и самооценки.
Развивающие:
Развить коммуникативные навыки через умение работать в группах;
Развить познавательный интерес к предмету и понимание значимости данной темы в их дальнейшей жизни, на основе межпредметных связей и путем усиления практической направленности знаний;
Развить умение обобщать и применять полученные метепредметные знания и умения;
развить умение анализировать результаты демонстрационных опытов и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Развить внимательность, умения сравнивать, находить черты сходства и различия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающих животных.
Патриотические:
Развить гордость за отечественных ученных, в области изучения работы мышц И.М. Сеченов – основатель науки о физиологии труда.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний
Формы организации урока: игра
Методы обучения: ИКТ, групповой метод, рассказ учителя, фронтальный опрос, демонстрационные опыты.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, модель «Торс человека», модель «Скелет человека», цифровое лабораторное оборудование Кобра 4 «Электрофизиология», гантель, карты с заданиями для групповой работы, портрет И.М. Сеченова.Вступительное слово учителя.
Учитель. Как вы понимаете фразу: «Жизнь – это движение, а движение – это жизнь?». (Слайд 1) (учащиеся высказывают свои предположения)
Что бы ни делал человек – шел, бежал, управлял машиной, копал землю, писал, - все свои действия он совершает при помощи скелетных мышц. Эти мышцы – активная часть опорно-двигательного аппарата.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания по пройденной теме. Урок наш пройдет в форме игры. Я объясняю правила игры.
Игра состоит из 4-х этапов – блиц-опрос, «Кто быстрее, тот сильнее», «Наведи порядок», черный ящик, практическая часть. Каждый этап игры содержит задания разного характера. Победителем будет та команда, которая наберет больше баллов.
Блиц-опрос – на этом этапе игры каждой команде будут задаваться вопросы, чья команда ответит правильно на большее число вопросов, та и победила.
В конкурсе «Кто быстрее, тот сильнее», командам предстоит подписать названия мышц. Команда, которая подпишет большее название мышц и правильно, считается победителем.
Конкурс «Наведи порядок», командам предстоит правильно расположить мышцы по группам. Каждая команда получит набор мышц и листы. Первой команде нужно будет наклеить на лист мышцы головы и мышцы верхних конечностей, второй команде мышцы туловища и мышцы нижних конечностей.
Практическая часть будет заключаться в определении мышечной силы на цифровом лабораторном оборудовании Кобра 4, набор «Электрофизиология».
Ход урока
Блиц-опрос
Командам по очереди задаются вопросы, если команда не знает ответ, то они говорят «дальше», какая команда больше ответит на вопросы, та и победила. За правильный ответ 1 балл, максимальное количество – 10 баллов.
Вопросы 1 команде
Мышцы, образованные гладкой мышечной тканью. (Гладкие мышцы).
2. Поперечно-полосатые мышцы, расположенные в коже лица, вокруг глаз, носа, рта. (Мимические).
Соединительнотканные структуры, которыми мышцы крепятся к костям. (Сухожилия).
Подвижное соединение костей. (Сустав).
Тонкая соединительнотканная оболочка, которой снаружи покрыта каждая кость. (Надкостница)
Мышцы, сокращение которых вызывает противоположно направленные движения. (Антагогисты).
Работа мышц, связанная с удержанием определенной позы или груза. (Статическая).
Самая длинная мышца человека. (Портняжная)
Мышца-сгибатель. (Двуглавая)
Мышца-разгибатель. (Трехглавая)
Вопросы 2 команде
Мышцы, образованные поперечно-полосатой мышечной тканью. (Скелетные)
Оболочка, защищающая мышечную ткань. (Соединительнотканная).
Мышцы, расположенные с боков головы по четыре с каждой стороны. (Жевательные)
Мышцы, удерживающие голову в равновесии. (Мышцы шеи).
Мышцы, выражающие эмоции человека. (Мимические).
Работа мышц, связанная с поднятием тяжестей, ходьбе, беге. (Динамическая).
Многочисленные, тонкие сократительные нити. (Миофибриллы).
Единица мышечной ткани. (Мышечное волокно).
Сократительные белки мышц. (Актин и миозин).
Мышцы, на которых сидит человек. (Большие ягодичные мышцы).
«Кто быстрее, тот сильнее»
Командам раздаются карты с изображенными мышцами человека. Задача команды – подписать как можно больше названия мышц. Время на выполнение – 3 минуты. (Приложение 1) (слайд 2)
«Наведи порядок»
Перед вами перечь мышц, необходимо разделить все мышцы на четыре группы – мышцы головы, мышцы туловища, мышцы верхних конечностей и мышцы нижних конечностей. Чья команда наведет порядок быстрее и качественнее, та и будет считаться победителем. (Приложение 2)
Обратите внимание на слайд и сравните, правильно вы полнили задание или нет. (Слайд 3)
«Черный ящик»
Командам предстоит угадать, о каком явлении идет речь и назвать фамилию ученого, который изучал это явление.
Этот процесс рассматривается в качестве сложного процесса, затрагивающего все уровни деятельности организма и проявляющийся в виде совокупности изменений, которые связаны со сдвигами гомеостаза, что регулирует исполнительные и вегетативные системы, развивает чувства усталости, временно снижая работоспособность. Зависит от состояния нервной системы, ритма работы, величины нагрузки, тренированности мышц. (Утомление, изучал Сеченов И.М.) (слайд 4, слайд 5)
Учитель: Ребята вы молодцы, справились с заданиями. А сейчас перейдем к практической части. – Что происходит с мышцами при поднятии груза? (они напрягаются)
- Правильно, мышцы начинают напрягаться, и вот сейчас мы с вами измерим мышечную силу с помощью Кобра 4 набор «Электрофизиология». (Приложение 3)
Выбирается из класса 2 человека. На одном демонстрируем опыт, второй ученик сидит за компьютером и проводит измерения – измеряем мышечную силу до нагрузки и во время нагрузки, для этого один электрод прикрепляем к двуглавой мышце плеча, а другой – к трехглавой мышце плеча. Показания демонстрируем на интерактивной доске (график мышечной активности).
- Что происходит с мышечной активностью в спокойном состоянии? (учащиеся анализируют график, отмечают, сто никаких электрических импульсов нет).
Далее испытуемый берет в руки гантель и начинает выполнять упражнения (3-5 раз достаточно).
На интерактивной доске демонстрируется график мышечной активности во время выполнения упражнений.
- Что происходит с мышцами во время выполнения работы? (показатели графика резко изменился, линии все чаще, видно, что пошла нагрузка на мышцы, показатели графика имеют резкие скачки).
Закрепление
Слово учителя: наш урок подошел к концу, и настало время подвести итоги.
Учитель подводит итог и объявляет победителя.
Рефлексия
Нарисуйте в своих рабочих тетрадях смайлик – веселый, урок понравился; грустный – урок не понравился; серьезный – многое на уроке не понял.
Приложение 1

Приложение 2
Командам раздаются 4 цветных листа, на которых написано – мышцы головы, мышцы верхних конечностей, мышцы нижних конечностей, мышцы туловища.
Круговая мышца рта
Мышцы разгибатели спины
Мышца разгибатели кисти и пальцев
Двуглавая мышца бедра
Широчайшая мышца спины
Жевательная мышца
Большая ягодичная мышца
Трехглавая мышца плеча
Мышцы брюшного пресса
Височная мышца
Лобное брюшко затылочно-лобной кости
Двуглавая мышца плеча
Большая грудная мышца
Трапециевидная мышца
Дельтовидная мышца
Мышца смеха
Круговая мышца глаза
Портняжная мышца
Приложение 3
Практическая работа
«Электромиография»
Цель: получение электромиограммы (ЭМГ) при сокращении и расслаблении мускул верхнейчасти руки (бицепса)
Подготовка к работе:
1. Для исследования потребуется как минимум два человека, где к одному прикрепляются
электроды, а другой работает на компьютере.
2. Прикрепите три электрода на бицепс, как показано на рисунке 1. Расстояние между электродами 3-5 см.
3. Подключите цветные провода с зубчатыми зажимами к электродам: желтый к верхнему
электроду на бицепсе, красный к электроду внизу бицепса и зеленый к электроду посередине.
4. Затем подключите провода от электродов к электрофизиологическому датчику Cobra4. Воткните красный штекер в разъем, обозначенный знаком «+», желтый – в разъем со знаком
«-», и зеленый – в разъем с надписью (Ref).
Выполнение работы:
1. Включите компьютер и загрузите Windows.
2. Подключите «Cobra4 Wireless Manager» – беспроводной передатчик в USB порт компьютера.
3. Прикрепите «Cobra4 Wireless-Link» беспроводной приемник к электрофизиологическому датчику и включите его.
4. Запустите ПО «Измерения Cobra4». Инструмент для измерений будет автоматически определен.
5. Выберете тип измерения «ЭМГ» («EMG»), дважды щелкните по «Напряжение U» («VoltageU») и выберете закладку «Конфигурация» («Configuration»). Убедитесь, что усиление установлено на минимум.
6. Начните записывать данные измерения, нажав (●).
7. Сгибайте руку с гантелью примерно 10 раз. Между сгибаниями выпрямляйте руку дополного расслабления.
8. Остановите измерение и нажмите «OK» для дальнейшей обработки данных.

Рис. 3. Биоэлектрический потенциал бицепса при нагрузке, измеренного на поверхности кожи.
1. Биоэлектрический потенциал может быть зарегистрирован во время мышечной работы.
Большие. Когда мышца не напряжена (фаза расслабления), большие колебания не наблюдаются.
2. Эксперимент показывает, что в расслабленной мышце практически нет никаких электрических импульсов. Электрические импульсы генерируются во время работы мышцы. Сила активности зависит от количества задействованных моторных клеток.
Приложение 4
102870-154940МЫШЦЫ ГОЛОВЫ
0МЫШЦЫ ГОЛОВЫ

Приложение 5
00МЫШЦЫ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
МЫШЦЫ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Приложение 6
-1905-2540МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА
0МЫШЦЫ ТУЛОВИЩА

Приложение 6
00МЫШЦЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ
МЫШЦЫ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

Приложение 7
Рис. 1. Мышцы человека (вид спереди): 1 - лобное брюшко затылочно-лобной мышцы; 2 - круговая мышца рта; 3 - подбородочная; 4 - грудино-подъязычная; 5 - трапециевидная; 6 - трехглавая плеча; 7 - прямая живота; 8 - наружная косая живота; 9 - лучевой сгибатель кисти; 10 - натягивающая широкую фасцию бедра; 11 - подвздошно-поясничная; 12- гребешковая, 13 - длинная приводящая; 14 - портняжная; 15 -прямая бедра; 16 - нежная; 17 - внутренняя широкая; 18 - отводящая большой палец; 19 - сухожилия длинной мышцы, разгибающей пальцы; 20 - длинная мышца, разгибающая пальцы; 21 - камбаловидная; 22 - передняя большеберцовая; 23 - икроножная; 24 - наружная широкая; 25 - короткая мышца, разгибающая большой палец; 26 - длинная мышца, отводящая большой палец; 27 - локтевой разгибатель кисти; 28 - короткий лучевой разгибатель кисти; 29 - разгибатель пальцев; 30 - длинный лучевой разгибатель кисти; 31 - плечелучевая; 32 - трехглавая плеча; 33 - передняя зубчатая; 34 - двуглавая плеча; 35 - большая грудная; 36 - дельтовидная; 37 - передняя лестничная; 38 - средняя лестничная; 39 - грудино-ключично-сосковая; 40 - опускающая угол рта; 41 - жевательная; 42 - большая скуловая; 43 - височная. Рис. 2. Мышцы человека (вид сзади): 1 - затылочное брюшко затылочно-лобной мышцы; 2- трапециевидная; 3 - дельтовидная; 4 - трехглавая плеча; 5 - двуглавая плеча: 6 - круглый пронатор; 7 и 23 - плечелучевая; 8 - лучевой сгибатель кисти; 9 - длинная ладонная; 10 - локтевой сгибатель кисти; 11 - поверхностный сгибатель пальцев; 12 и 13 - полуперепончатая; 13 - полусухожильная; 14 - нежная; 15 - двуглавая бедра; 17 - икроножная; 18 - камбаловидная; 19 - большая ягодичная; 20 - короткая мышца, отводящая большой палец; 21 - средняя ягодичная; 22 - наружная косая живота; 24 -широчайшая спины; 25 - передняя зубчатая; 26 - большая круглая; 27 - малая круглая; 28 - полостная; 29 - грудино-ключично-сосковая; 30 - ременная головы; 31 - жевательная; 32 - полуостистая головы; 33 - височная

Тема урока: Строение мышц. Обзор мышц человека.

Задачи урока: Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани; познакомиться с морфологией мышц, дать понятие об основных группах мышц человека. Цели урока: а) образовательные 1. повторить материал о типах мышечной ткани; 2. познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями; б) развивающие 1. продолжить формирование умений работать с микроскопом; 2.развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление; 3.продолжить формирование навыков совместной работы; в) воспитательные 1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Мышечная ткань», таблица «Ткани», диск уроков в 8 классе, интерактивная доска.

Ход урока: I. Проверка знаний. 1. Индивидуальная работа с микроскопами по определению тканей.(3 учащихся) 2. Беседа по вопросам (работа с классом): 1. Какие отделы составляют добавочный скелет? 2. В чём проявляется приспособление верхних конечностей к труду, а нижних конечностей к опоре? 3. 3. В чём сходство и различие в строении предплечья и голени? 4. Какими способами осуществляются неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения костей? 5. Какие функции выполняют суставные хрящи, суставная сумка, связки и суставная жидкость? После окончания индивидуальной работы предлагается показать на таблице мышечную ткань. 1.Какая из ни является поперечнополосатой? 2. Какова особенность поперечнополосатой мышцы? Чем она отличается от гладкой? (Состоит из длинных многоядерных волокон, ядра мышечного волокна обычно располагаются под наружной мембраной. Среднюю часть мышечного волокна занимают сократительные нити. Они способны к быстрому сокращению, так и к длительному пребыванию в сокращённом или расслабленном состоянии.)

II. Изучение нового материала. (Демонстрация слайда с высказыванием) С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. И.М.Сеченов писал: « Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Как многообразны и сложны трудовые движения! А вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Простое движение - ходьба. Делаем мы всего шаг, а в нём принимают участие десятки мышц, сгибателей и разгибателей. Мышцы позволяют организму изменять своё положение в пространстве. Работа мышц невозможна без опоры на кости. Но и кости без мышц ничто. Вместе они обуславливают характер движений, поз.

Сегодня на уроке мы рассмотрим строение мышц. (Запись в тетради)

Название «мышца» произошло от слова «Мускулис», что значит «мышь».Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращение скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. 1. Макроскопическое строение скелетных мышц Демонстрация слайда «Поперечнополосатые мышцы» Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из различных белков, и потому кажутся поперечно исчерченными. Поперечнополосатая мускулатура не может так сильно удлиняться, как гладкая. Зато скелетные мышцы сокращаются быстрее, чем мышцы внутренних органов. Нетрудно поэтому объяснить, почему улитка или дождевой червь, лишённые поперечнополосатой мускулатуры, медленно двигаются. Стремительные движения пчелы, ящерицы, орла, коня, человека обеспечивается быстротой сокращения поперечнополосатой мускулатуры. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит, и сила сокращения тоже большая. Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной плёнкой, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка - фасция. Демонстрация слайда «Строение поперечнополосатых мышц». 2. Макроскопическое строение мышц. Демонстрация слайда «Общее строение скелетной мышцы». В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражены сильнее. То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям, -- хвостом. Демонстрация слайдов «Рельеф мышц» и «Иннервация мышц». Скелетная мышца хорошо снабжается кровеносными и лимфатическими сосудами.

Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам кровеносные сосуды? Вопрос: А зачем мышцам нервы? Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Трудно было бы себе представить хоть одно согласованное движение, если бы мышцы были неуправляемы. «Пускают» мышцу в ход нервные импульсы. В одну мышцу в среднем поступают 20 импульсов в секунду. В каждом шаге, например, принимает участие до 300 мышц и множество импульсов согласует их работу.

3.Движения в суставах. Всего в теле человека 656 скелетных мышц. Почти все мышцы парные. Мышца может подтягивать, но не может отталкивать кости, поэтому противоположные движения выполняют разные мышцы: одни сгибают, другие разгибают, одни приводят руку к туловищу, другие отводят, одни вращают кость по часовой стрелке, другие - против. Мышцы противоположного действия называют антагонистами, мышцы, действующие в одном направлении, -- синергистами. Бывают, что одни и те же группы мышц в одном движении участвуют как антагонисты, а в другом - как синергисты. Демонстрация слайда «Мышцы антагонисты и синергисты». 3. Классификация мышц. Существует несколько классификаций мышц: 1. мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким - мышцы головы. К широким - мышцы туловища. 2. мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретёнообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретёнообразным относятся мышцы конечностей. 3. мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей. 4.Общий обзор мышц человека. А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать. (Работа с рисунками 35, 36 учебника) - круговая мышца глаза - она открывает и закрывает глаз; - круговая мышца рта - открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; - жевательные мышцы - осуществляют жевательные движения; - мышцы шеи - при сокращении этих мышц голова совершает наклоны; - большая грудная мышца - сгибает руку в локте; - дельтовидная мышца - отводит руку в сторону; - двуглавая мышца плеча - сгибает предплечье; - трёхглава мышца плеча - разгибает предплечье; - мышцы сгибатели кисти и пальцев; - мышцы брюшного пресса - участвуют в дыхании, наклонах туловища; - зубчатая мышца - участвует в дыхании при вдохе поднимает рёбра; - четырёхглавая мышца бедра - сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном; - двуглавая мышца бедра - разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном - трапециевидная мышца спины оттягивает лопатку к позвоночнику; - широчайшая мышца спины - опускает плечо вниз, отводит руки за спину; - ягодичные мышцы - отводят бедро назад; - икроножная (большеберцовая) мышца - поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная? (Ответ: Одной из самых сильных мышц является - икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 130 кг.)

III. Практическая работа « Мышцы человеческого тела». Работа проводится по группам. Работа оформляется в рабочих тетрадях.

IV. Закрепление. Что мы узнали на сегодняшнем уроке? 1. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от клетки гладкой мышечной ткани? 2. Каково строение мышечного волокна? 3. Как функционируют мышцы - антагонисты и мышцы - синергисты?

V.Домашнее задание. Параграф 13. Итоги урока.

Loading...Loading...