Урок по развитию мимики и пантомимики для начальных классов. Игровые упражнения на развитие мимики и эмоций для детей среднего возраста Изучение истории развития пантомимы

Разминка или суставная гимнастика

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Почувствуйте, как тело растекается по поверхности, занимая пространство на плоскости пола. Почувствуйте разницу температур пола и тела в области их соприкосновения. Ощутите свое дыхание, биение сердца.

Постепенное расслабление: стопы ног, икры, колени, бедра, живот, грудь, плечи, локти, запястья, пальцы рук и ног, шея, лицо и даже волосы - все чувствует полное расслабление.

Вы чувствуете свое тело, слышите звуки вокруг. Найдите импульс в груди - центр воли - и начинайте вставать. Обязательное условие - двигаться можно только вперед, опираясь на пол. Вы как бы строите свое тело, продумывая каждое движение, слагая части тела в логической последовательности вверх, сохраняя выразительность и чистоту - логику движения.

Каждый раз, ошибаясь, вы вновь полностью расслабляетесь и начинаете все заново до тех пор, пока тело не займет вертикальное положение.

Возможны предварительные упражнения: перекатывание волн. Тело должно уподобиться волне прибоя, замирающего на берегу.

Упражнение 1

Круговыми движениями рук соберите воздух, энергию вокруг себя и медленно выдохните углекислый газ через рот с концентрацией на точке живота (два пальца ниже пупка). Повторить 3 раза.

Упражнение 2

Выполняются круговые вращательные или поступа-тельные движения суставов. Вращайт запястья, плечи, локти, колени, бедра, торс, шея -прорабатываются все возможные для движения сочленения. Чем мельче и последовательнее Вы будете выполнять вращения или поступательные движения суставов, тем в боль-шей степени они смогут впоследствии принять участие в работе языка тела.

Упражнение 3

Начало движения, процесс и конец движения. Выбирается точка (два пальца вверх от пупка), которая используется как импульс начала и окончания движения. На хлопок полностью открыться (руки вверх, голова поднята, тело вытянуто), затем по хлопку закрыться, «умереть» и «родиться» заново. Ощущение, что космос вокруг разворачивается и вновь скручивается в точку. Вы тренируете не только физи-ческие ощущения, но и эмоци, где чувства угасают
и вновь оживают до полного открытия (счастье, восторг, просветление).

Упражнение 4

В пространстве перед собой выберите точку, фиксируя три сложенных пальца одной руки. Затем от импульса в животе начните движение рукой в пространстве
из точки А, как бы чертя произвольную линию до условной точки В. Четко контролируйте процесс. Импульс окончания движения должен отразиться
в животе (два пальца выше пупка). Импульс в животе придает движению любой части тела дополнительную чуткость и выразительность.

Зафиксировав точку в пространстве, двигаем тело или часть тела (голова, нога, бедро) относительно этой точки. При этом важно, чтобы точка в руке
не сдвигалась ни на миллиметр. Важно понимать, что выразительность движения всегда достигается за счет статики одной части тела относительно движения другой, либо объекта, относительно которого производится движение.

Часть тела фиксируется в пространстве,
и относительно точки фиксации вновь двигается. Затем фиксируется рука, относительно этой точки вновь двигается корпус, фиксируется корпус,
и относительно неподвижного корпуса вновь двигается рука. Движения производятся в системе круга, квадрата, треугольника и т. д.
При этом выразительность линии движения руки подобна каллиграфическому подчерку,
а выразительность тела - скульптуре класиков.

Упражнение 5

Развитие выразительности движений. По хлопку выполняется движение отдельной частью тела, например: рука, голова, нога, плечо, бедро, вновь рука и т. д. По команде либо произвольно Вы двигаете
то одной, то другой частью тела, импульс и фиксация части тела сохраняется. Чем мельче движение сочленений в теле, тем полезней в дальнейшем этот навык для выполнения более сложных упражнений.

Упражнение 6

Колющееся движение. Подобно стеклу, тело становится хрупким, и сдвигая каждую часть тела колющим движением, фиксируем ее через расслабление. Сохраняем ритм и выразительность движений.

Упражнение 7

Передача движений в теле («язык тела»). Выставив перед собой две руки, согнутые чуть в локте, вы начинаете от импульса двигать правую руку навстречу к левой, четко контролируя скорость. Левая рука неподвижна, достигнув близкой точки до неподвижной руки, правая рука останавливается. Тотчас же левая рука, как бы подхватывая импульс, начинает двигаться по тем же правилам, а правая фиксируется
в пространстве. Усложняя упражнение, Вы можете двигать любую часть тела, передавая движение другой части тела. Движения могут быть поступательными, вращательными, круговыми и повторяющимися.
Важно, чтобы вы сохраняли импульс начала и конца движения, контролировали процесс и скорость движения, фиксировали часть тела, заканчивая движение. →

Через импульс движение передается другой части тела. При этом сохраняется выразительность всего рисунка тела, желательно выдерживать единый стиль движения.

Упражнение 8

Скорость и ритм. Задаем скорость движения при передаче от одной части тела другой (от 1 до 10)
от медленного до быстрого. Задаем форму тела
от начальной простой до сложной (от 1 до 10).
Из начальной формы (0) вы начинаете двигаться, усложняя форму тела. Сначала медленно,
со скоростью 1, затем 2–3 движения со скоростью 10, 2, 5, постепенно усложняя форму и пропорцию.

Упражнение 9

Сохраняя графику как начальный стиль движения, вы двигаетесь произвольно, передавая движение
от одной части тела другой, при этом создавая свой ритм и пропорцию в действии. Движения могут быть поступательными, вращательными и возвратно повторяющимися.

Упражнение 10

Индивидуальный знак. Это ваша роспись в движении, ваш иероглиф, ваш анализ психопатических возможностей в телесной выразительности. Возможность выразить через форму свое собственное Я. Какие принципы должны быть сохранены в вашем индивидуальном знаке, чтобы сохранить данную школу:

Четкое исполнение и осознанное начало;

Чистота линии в движении;

Динамика, пропорция, развитие мысли
и законченность в каждом движении, где одна часть тела передает движение другой.

Передача движения подобна ясному монологу, где выражено чувство, характер и мысль. Необходимо почувствовать свое тело, пространство вокруг тела, взаимодействие тела и пространства.

(!) Важно эмоциональное переживание жеста, позы, движения. Внутреннее ощущение правды и адекватность - это и есть культура, этика движения. Без этих качеств импровизации патологичны.

Парные упражнения

    Разделившись на пары, студенты толкают друг друга и поочередно, следуя направлению приложенной силе.

    Став друг к другу спиной, партнеры попеременно подставляют свою спину для опоры друг другу, расслабляясь и в то же время сохраняя устойчивость, находя все более выразительные позы с наименьшей точкой опоры. В дальнейшем включаются всевозможные упражнения на развитие чувствительности (чуткие руки и т. д.)

    «Зеркало». Партнеры становятся друг перед другом, ведущий начинает выполнять какие-либо действия, будто стоит перед зеркалом, а другой четко повторяет его действия, как отражение в зеркале. Повторять следует не только форму, но и эмоциональное состояние.

    «Чуткое тело». Один партнер притрагивается пальцем к любой части тела другого партнера,а тот двигается
    из этой точки, продолжая движение. Затем партнеры меняются местами. Можно использовать вращательные движения, закручивая друг друга, любые затягивания, вращательные и поступательные движения.

    «Ромб». Один ведущий, остальные, стоят в пространстве в форме ромба, повторяют его движения, жесты, состояние, эмоции и т. д. Ведущий отвечает за качество своих движений (чистота, наполненность. законченность, осмысленность, графичность и т. д.), он ведет, а не самовыражается. Ведомые должны быть предельно внимательны и четко следовать всем движениям ведущего, чувствовать его психодинамику, изменения состояния и т. п. Ведущим считается тот, кто стоит впереди и, двигаясь в графике, занимает свою плоскость. Движения должны быть видимы для тех, кто стоит за ним. Когда ведущий меняет плоскость, поворачиваясь направо, налево или на 180°, он становится ведомым, а его движение, состояние, мысль продолжает другой ведущий, задача которого – поймать продолжение движения и его развитие.Способность актера быть гибким в сознании, легко переключаться от ведущего к ведомому и наоборот очень сильно тренирует психофизику, расширяет диапазон восприятия и внимания, а главное, обогащает новыми двигательными возможностями, эмоциями, мышлением и т. д. Выполнив движение «Ромб», вы можете заметить, что запас ваших движений увеличился, но над чистотой и наполненностью движений необходимо еще работать.

    «Дополнение в пространстве». Участвуют 3–4 человека. Каждый находит в предлагаемом пространстве свое место. Выбираем стиль или формулу движения: квадрат, круг, треугольник, диагональ и т. д. Один из учеников начинает движение в пространстве, четко прочерчивая выбранную линию движения. Остальные начинают двигаться, дополняя это движение по ритму, форме и содержанию. Одновременно (для начала) можно двигаться только двум партнерам относительно статики остальных, что необходимо для прочтения смысла их действий зрителями. Двигаясь, дополняя движения, актеры пытаются понять друг друга - эта задача постоянна во всех упражнениях. И, следуя законам любой композиции, у движения должно быть начало, развитие, кульминация и конец. В начальных упражнениях желательно не использовать жест, достаточно передвижения и дополнения простых форм. В дальнейшем, когда значения жестов будет освоено, можно включать их, чтобы придать большую информативную осмысленность действиям. Можно включать в ткань импровизаций беспредметную пантомиму, танец, голос, текст - при условии овладения этими средствами профессионально.

    «Диалог рук». Выполняется в парах. Один партнер задает вопрос через движение кисти руки, другой отвечает жестом. При этом отслеживается начало, процесс и передача движения каждого жеста. Когда один заканчивает, другой в тот же момент начинает движение. Движения - жесты должны быть условно абстрактны, но наполнены внутренним смыслом. Если понимание достигнуто жесты могут конфликтовать, синхронизировать и через кульминацию приходить к точке взаимопонимания.

    «Дополнение в графике». Принцип дополнения в графике - партнеры встают друг за другом попарно
    в затылок, стоящий впереди является ведущим, а стоящий за ним - дополняющим. Следуя уже изученным правилам движения - начало, переживание процесса движения, наполненность и чистота линий, конец движения - ведущий действует, а дополняющий принимает законченное движение как вопрос и отвечает так же четко и выразительно, сохраняя стиль ведущего. В начале движений должно быть мало и жест должен быть широким, четко отслеживается вопрос-ответ. В дальнейшем жест, подобно интересному спору двух друзей, смешивает движения обоих партнеров, как бы предугадывая вопрос и ответ. Цель одна - понять друг друга. Можно двигаться в пространстве, в одной плоскости и т. д. Чистота линий при переходах
    в пространстве зависит от уровня профессионализма. Темперамент, ритм, чувства, характер, мимика лица - все включено. И самое главное - это то, что происходит между вами.

    «Графика в пространстве». Ведущий начинает, задавая вопрос в движении. Ведущим может быть тот, кто стоит впереди, или тот, кто точно знает, что хочет выразить. Пространство между партнёрами дожно быть связано коллиграфией линий. Двигаясь в пространстве (графично и выразительно относительно угла зрения), перемещаясь от одной точки до другой, актер должен определить для себя и выразить, кто движется, с каким состоянием, как и зачем он это делает, при этом не теряя заданный ритм и темп (желательно сохраняя абстрагирование, кодируя свои бытовые чувства в символ, знак, образ).

    «Три партнера». Первый в нескольких движениях задает тему (графика, выразительность, наполненность
    и осмысление). Второй ее развивает в пространстве и по ритму. Третий находит точку. Затем они меняются местами. Во всех начальных и последующих упражнениях важно эмоциональное и психоэнергетическое включение, иначе не будет происходить накопление этих качеств и пробуждение новых потенциалов - развитие, и главное - не будет формироваться ощущение правды и адекватности реакции
    во взаимоотношениях с партнерами.

Конспект занятия

Тема: Искусство пантомимы

Цель: Познакомить учащихся с искусством пантомимы с помощью упражнений и игр.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представление понятий «пантомима», «мимика», «жест», «эмоция»;

Развить у детей выразительность жестов, мимики;

Научить средствами мимики и жестов предавать наиболее характерные черты какого-либо персонажа;

Воспитать сценическую культуру;

Формирование умения работать в коллективе.

Методическое оснащение:

-методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); практический (упражнения, этюды); игровой (игра)

-инвентарь, реквизит: стулья, карточки с заданием, доска, мелки.

1.Организация рабочего пространства

Учащиеся садятся на стулья в полукруг.

2.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас сегодня видеть!

3.Эмоциональный настрой на занятие

Сегодня наше занятие мы начнем не совсем обычно. Я предлагаю вам поиграть с волшебной ручкой! По вашему желанию она может превратиться в любой предмет, но не простой предмет. Передавая его, вы передаете частичку своего тепла. Так мы с вами зарядимся положительным настроением на целый день! И первому участнику я отдаю не ручку, а волшебную веселую дудочку. Поиграй для нас на этой дудочке! (первый участник берет ручку и изображает игру на дудке). Спасибо большое! А что ты отдашь своему соседу вместе с частичкой доброй энергии? (Далее по кругу дети передают «волшебный предмет» называя его новое назначение)

4.Сообщение цели и задач занятия.

Скажите ребята, когда человек радуется или, наоборот огорчается, когда видит что-нибудь удивительное или страшное и непонятное, что помогает ему выразить эмоции?

Ученики: мимика, жесты.

Конечно же - это мимика и жесты. Ведь наше лицо и тело также пластичны и изменчивы, как и наше настроение. Скажите, ребята, а существуют ли актеры, которые совсем не использует слова, а только жесты и мимику?

И кто же это?

Правильно. И, следовательно, сегодня мы с вами будем говорить именно о пантомиме: о том, как и когда появилось это искусство, какое значение пантомима имеет сейчас и, конечно же, постараемся тоже побыть мимами и научимся показывать свое настроение через мимику.

1. Изучение истории развития пантомимы.

Однажды в древности, Рим посетил армянский царь Тиридат. Его принимали торжественно и пышно, желая сделать своим верным другом. Когда Тиридат собрался в обратный путь правитель Рима Нерон предложил своему новому союзнику выбрать любой подарок. И тогда царь Тиридат попросил в дар актера, которого видел в театре. Без слов, только жестами и мимикой он смог выразить абсолютно все! Царь Тиридат пояснил свой выбор тем, что в его стране люди разговаривают на многих языках и наречиях и нередко приходиться пользоваться услугами переводчика. А этот актер стал бы «универсальным» средством общения. Так появилась пантомима как самостоятельное искусство.

Итак, что же такое пантомима? (Ученики отвечают)

Выражаясь научным языком, Пантомима – это миниатюра без текста, которую исполняет группа артистов или один артист.

Но на данный момент актеров мимов можно встретить крайне редко. В основном как самостоятельный номер пантомима существует на эстраде, а не в театре. В театральном же искусстве пантомима существует сейчас как вспомогательное средство, помогая создавать лишь некоторые сцены.

2. Освоение понятия «Эмоция». Взаимосвязь эмоционального состояния и мимики.

Ребята, а что же такое эмоция? (Отвечают) Эмоция - проявление аффективной жизни, обычно сопровождающееся приятным или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение.

И мы сейчас с Вами покажем эти эмоции.

Упражнение «Покажи эмоцию»

Каждому из Вас сейчас необходимо продемонстрировать ту или иную эмоцию, которая будет изображена на карточке, которую Вы вытяните. А задача зрителей, отгадать, что это была за эмоция, и конечно же в конце представления поаплодировать выступающему.

Молодцы, отлично справились с заданием!

Мимика - (от греч. μιμιχοζ - подражатель) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»

Таким образом, мимика является прямым выражением наших чувств и эмоций. Она может осуществляться естественно, а может быть искусственно создана, усилием актера, для более достоверного состояния на сцене, как одно из выразительных средств.

Жест - движения рук, сопровождающие речь актёра или заменяющие её

А сейчас небольшое задание. Вам нужно с помощью мимики и жестов, показать предложенные выражения, а зрители будут отгадывать.

1. Вот такой арбузище купила.

2. Малюсенький такой пузырёчек.

3. Фи, какой противный!

4. Ну, я не знаю!

5. Всё в порядке!

Упражнение «Передай маску».

А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я вам буду называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию.

Выполнение упражнения:

А теперь пожалуйста передайте мне:

Грусть через руки;

Гордость через спину;

Радость через лицо;

Страх через руки;

Радость через руки;

Радость через ноги;

Удивление через руки;

Задумчивость через лицо.

Итак, ребята, мы с Вами узнали, что такое эмоции, мимика, жесты и пантомима. Теперь мы перейдем к практическому занятию.

3. Практическое занятие

Все Вы знаете русскую народную сказку «Колобок». И сейчас Ваша задача разыграть этюд по мотивам этой сказки, но делать Вам предстоит это без слов, а лишь пользуясь как раз-таки мимикой, жестами и эмоциями. То есть разыграть пантомиму.

Время на подготовку 15 минут.

Демонстрация этюда.

Молодцы, ребята! На сегодня это всё. А теперь давайте оценим, как вы усвоили сегодня изученный материал. На доске нарисован многоквартирный трёхэтажный дом. Нарисуйте себя в окне в зависимости от того как Вы всё поняли и запомнили. Если всё хорошо поняли и запомнили – то нарисуйте себя на самом высоком этаже, если не очень хорошо запомнили и поняли изученный материал – на втором этаже, а если уж совсем ничего не поняли и не запомнили, то на самом нижнем этаже.

Спасибо, ребята! До свидания!

Баитова Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей
Населённый пункт: город Стрежевой, Томская область
Наименование материала: Конспект учебного занятия
Тема: "Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики"
Дата публикации: 16.11.2015

Текстовая часть публикации

Конспект учебного занятия по теме:

«Упражнения и игры на развитие

мимики и пантомимики»

Рассчитан на обучающихся 5-7 лет

педагог дополнительного образования

1.Введение.
Танец, мимика и жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально – ритмические, упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни. «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие» - писал К.Изард. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы является одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике. Под мимикой и пантомимикой подразумевается совокупная выразительная работа мышц лица, а также – всего тела. В отличие от простой речи – это универсальный язык общения. Мы можем передавать эмоции с помощью выражения лица. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому его наряду с глазами называют зеркалом души. С первых дней мы понимаем своих детей, лишь взглянув на них. Их глаза и жесты, движение мышц лица показывают нам, хорошо ли они себя
чувствуют, чего хотят и прочее. Однако развитие мимики и пантомимики важно не только для понимания, но и для танцевальной деятельности. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни. Танцевальное направление занятий с детьми связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координаций движений, формирование красивой походки. Ритмическим упражнениям и танцевальным элементам помогает игровая форма их проведения, представляющая законченную сюжетную композицию. Игровой характер, помогает детям воспринимать музыку и более ярко и выразительнее, проявлять свои эмоции, при этом более четко выполнять движения. Психолог, танце – терапевт, преподаватель специализации по танцевально – двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Ритмические музыкальные игры вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость, бодрость и удовольствие от движения.
2.Основная часть.
Тема занятия: «Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики». Тип занятия: комбинированный Цель занятия: укреплять психическое и физическое здоровье детей, с использованием музыки и ритмических - движений; развивать умение имитировать движения, соответствующие различным эмоциональным состояниям человека, а также движения, характерные для различных животных.
Задачи

Обучающие:
познакомить детей с языком жестов, движений, чувств. Научить детей слушать музыку и согласовывать движения с характером музыки, эмоционально передавать игровые образы и действия.

Развивающие:
развивать творческие способности, воображение, фантазию, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.
Воспитательные:
Воспитывать потребность к самовыражению в движении под музыку; формировать чувства такта и уважения в процессе общения с детьми и взрослыми.
Методы обучения:
Словесные, практические, наглядные. метод проблемного обучения метод программированного обучения
Используемые педагогические технологии:
личностно-ориентированные; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
 Предметные: владение терминологией, демонстрация знаний при разгадывании загадок, самостоятельная двигательная деятельность;  Метапредметные: коммуникация, самостоятельный поиск информации по заданию педагога, анализ;  Личностные: эмоциональный настрой на продуктивную деятельность, возможность зрительного представления объекта (животные, насекомые и т.д.), зрительная и двигательная память, внимание, самоорганизация, самоконтроль. Словарная работа: шаг на носках, шаг на пятках, легкий танцевальный бег, махи ногами, галоп, поскок, зайчики, мячики, звездочка, бабочка, лягушка, ласточка, дерево, «кошка-собака», паучки. Материально-техническое обеспечение содержания занятия.
Оборудование
: музыкальный центр, СД, аудио записи, наглядно – демонстрационный материал (музыкальные инструменты), карточки с изображением лица «мимика», карточки с изображением животных, карточки с изображением действия, карточки с названиями этапов.
Ход занятия

Предварительная работа.

1. Разучивание ритмических движений. Разучивание - танцевальные шаги в образах зверей и животных. 2. Слушание музыкальных произведений, детских песен – «Чебурашка», «Буратино», «Голубой вагон», «Чунга – чанга», «Красная шапочка», «В траве сидел кузнечик». Беседа о характере музыки и возникающих образах. 3. Импровизация – передать в движении возникающие образы. 4. Разучивание стишков, считалок. 5. Разучивание музыкально – танцевальной игры «Делай, как я – делай лучше меня».
1.Организационный момент.
а) Организационный вход детей в танцевальный класс, построение, поклон, приветствие.
Педагог:
С веселым настроением урок мы начинаем, Всем здоровья пожелаем. Ритмика плюс пластика, А еще гимнастика, да еще массаж. Будем танцевать сейчас!
Сообщение темы занятия.

Педагог:
- Добрый день, ребята! Тема нашего занятия «Упражнения и игры на развитие мимики и пантомимики», а чтобы узнать, что эти слова означают, мы должны с вами отправиться в путешествие в волшебный лабиринт. Где ждут нас – сюрпризы, неожиданные препятствия, ужас, удивление, радость и смех.
Педагог: -
Все готовы к путешествию в волшебный лабиринт.
Дети:-
(Да).
Педагог: -
Тогда, отправляемся в путь. А чтобы войти в лабиринт, нам надо подготовить свое тело, как следует размяться, чтобы быть сильными и смелыми.
Педагог: -
Мы поставили пластинку и выходим на разминку! (Идет разминка по кругу. Дети выполняют упражнения самостоятельно – обычный шаг, шаг на носках, шаг на пятках, легкий танцевальный бег, галоп, поскоки.) Идет выполнения упражнений под звучание фонограммы.
Педагог: -
Носом вход, а выдох ртом, дышим глубже, а потом, шаг на месте не спеша, коль погода хороша!
(Дети входят в лабиринт).
1 этап – «Зазеркалье»
(на столе разложены карточки с изображением мимики лица. Педагог показывает карточку, дети повторяют изображение и говорят какая мимика лица изображена: - смех, удивление, ужас и т.д.).
Педагог: -
Ребята, какие вы молодцы! Справились с этим заданием, а теперь у нас игра на закрепление мимики лица. Я предлагаю вам, распределится парами. Игра «Кривое зеркало» - дети становятся парами друг против друга. Один из них ведущий. Ведущий в каждой паре делает какое-то движение (показывает правой рукой – левый глаз, корчит мордочку и т.д.). Стоящий напротив ребенок должен показать «зеркальное изображение». Затем они меняются ролями.
Педагог: -
Ребята вы молодцы! Наш лабиринт пропускает нас дальше. (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
2 Этап – «Пластический этюд»,
(на столе разложены карточки с изображением животных).
Педагог: -
Я буду загадывать загадки, а вы покажите мне отгадки своими движениями. (Дети отгадывают загадку, показывая карточку на столе, затем изображают животное своими движениями). 1. Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный. (волк). 2. Мой белый брат во льдах живет, И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед, И ягоду лесную. (медведь). 3. Желтая хозяюшка из леса пришла, Всех кур пересчитала и собой унесла. (лиса). 4. Кто зимой белый, летом серый. (заяц).
5. С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. (собака). 6. Ночью не спит, мышей сторожит. (кошка).
Педагог: -
Мы все встали дружно в круг, Повернулись разом вдруг, А как скажем: «скок, скок, скок!» Отгадай, чей голосок? (педагог загадывает загадку – дети, угадав ее, издают звук). 1. Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу. (петух). 2. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (корова). 3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова). 4. Пятак есть, а ничего не покупает. (свинья). 5. Маленький шарик, под лавкой шарит. (мышь). 6. Зеленые глаза, всем мышам гроза. (кошка).
Педагог: -
Ребята, вы молодцы! Снова справились с заданием и наш волшебный лабиринт показывает нам направление, куда дальше идти.
Педагог: -
Отправляемся дальше или повернем обратно.
Дети: -
(Нет, идем дальше). (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
3. Этап – «Жесты».
Педагог показывает жесты рук и определенные движения, дети угадывают, что исполняет учитель, (здоровается, рисует, ругает, гладит, хлопает в ладоши и т.д.).
Педагог: -
Молодцы, ребята справились заданием, а теперь я предлагаю вам сыграть в игру, где каждый будет ведущим.
Игра «Где мы, были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети вытягивают поочередно карточки с изображением действия, остальные ребята угадывают, что исполняет ведущий, (играют на гитаре, барабане, рубят дрова, танцуют, летают и т.д.).
Педагог: -
Как здорово у нас получилось! Ребята, теперь мы с вами знаем, что означают слова – мимика, пантомимика и жесты. И наш лабиринт нас приглашает к следующему этапу. (Дети двигаются к следующему этапу и вместе с педагогом произносят слова: - Я иду, и ты идешь: 1,2,3 - Я пою, и ты поешь: 1,2,3 - Мы идем, и мы поем: 1,2,3 -Очень дружно мы живем: 1.2,3.
Педагог: -
Ребята вы слышите, где то звучит музыка?
Дети: -
(Да).
Педагог: -
Давайте все попрыгаем, и ножками подрыгаем. И ручками похлопаем, и ножками потопаем. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем. Головкой покачаем и снова начинаем!
Педагог: -
Это наш следующий этап – «Весельчак». Где мы с вами должны закрепить свои знания и умения. Я приглашаю вас на дискотеку. Игра «Делай, как я делай лучше меня». Звучит фонограмма (попурри) из детских песен, где дети самостоятельно танцуют, изображают, копируют, действия из песен.
Педагог: -
Ребята, какие вы все молодцы! Как вы хорошо танцуете. И я думаю, что лабиринт нас выпустит из своего волшебного пути. Мы справились заданием.
Педагог: -
Давайте все вместе улыбнемся ему и помахаем ручкой. (Дети прощаются с лабиринтом).
Заключительная часть.

Педагог: -
Наше путешествие по волшебному лабиринту подошло к концу.
Итог урока:

Педагог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие.
Дети:
- (Да).
Педагог:
- Как называлось наше путешествие?

Педагог:
- Что вам больше всего запомнилось в лабиринте?
Педагог:
- Какие этапы вы прошли?
Педагог:
- Что показалось трудным на этих этапах?
Педагог:
- Каких животных мы с вами изображали?
Педагог:
- Что означают слова – мимика, пантомимика, жесты?
Дети:
- (ответы детей).
Педагог:
- Вы сегодня все активно играли, отгадывали загадки, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Покажите мне свое настроение. Улыбнитесь друг другу! Молодцы!
Творческая работа
, (ребятам предлагается взять звезды – красную наклеить на этап, которые им больше всего понравился, а зеленую на тот этап, который было сложно пройти).
Педагог:
- Наше занятие окончено. Поклон и выход из зала.
Список использованной литературы
. 1.Агапова И.А, Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей - Москва: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2006. 2. Бодраченко И.В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7 лет.- Москва, 2009. 3.Богомолова Л. В. Основы танцевальной культуры - Москва, 1993 4. Ветлучина Н.А, Дзержинская И.Л, Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания - Москва, 1989. 5. Горшкова Е.В. От жеста к танцу - Москва, 2002. 6. Гогоберидзе А.Г, Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста Ростов-на-Дону ООО Феникс, 2008. 7. Диниц Е. В, Ермаков Д. А, Иванникова О. В. Азбука танцев – Москва: «Сталкер» 2004. 8. Жукова Р.А. Танцы для детей – Волгоград: ИТД Корифей, 2010. 9. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения.- Москва: гуманитарный издательский центр 2001. 10. Раевская С.Д, Соболева Г.Н. Музыкально-двигательные упражнения. - Москва,1991.

Полезные превращения.

Учимся представлять, изображать, запоминать.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие включает в себя пантомимные изображения, знакомит с технологией использования игровых моментов, а также технологией, при которой выполнение оздоровительных мудр сочетается с выполнением психологических заданий. Они помогут любому педагогу при объяснении материала (особенно на занятиях ИЗО, природоведения), при расслаблении мышц тела и лица в учебное время, при оказании помощи ребенку в ситуации адаптации в новом коллективе, в восстановлении доброжелательных, дружеских отношений. Выполняя пальчиками различные упражнения, фигуры – мудры (складывание пальцев рук в определенном порядке по китайской методике), - ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики пальцев рук, гибкости пальцев. Это оказывает благоприятное влияние на подготовку ребенка к рисованию и письму, а также на развитие речи (происходит возбуждение в центрах речи мозга при воздействии на кончики пальцев), а также лечебное, восстанавливающее действие органов, иммунной системы и энергетического потенциала. Как упражнения для пальцев рук, так и выполняемые мудры не имеют противопоказаний и обеспечивают значительный лечебный эффект, потому что мудры выполняются детьми с удовольствием, в игровой форме и по доброй воле.

Я к этому пришла…

Работая с детьми дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возраста, приходилось за один день подстраиваться несколько раз под разный возраст детей, находить способы объяснения, общения, а главное, настроить на работу детей в группе (классе) или ребенка при индивидуальном занятии и обязательно получить результат. Знания и умения, приобретаемые в процессе любой деятельности и не включаемые в контекст жизненных интересов ребенка, не имеют для него личного смысла и по этому плохо усваиваются и не дают развивающего эффекта и практических навыков. Ребенок не может понять, почему надо рисовать, лепить так, а не по–другому, даже после объяснений, подробного разбора и рассмотрения. А если не понимает – значит, не выполняет, не работает. Поэтому перед тем, как нарисовать какой - либо предмет или образ (солнце, птицу, тучу, падающий снег и т.д.), можно предложить ребенку изобразить его пантомимой (игрой рук и тела). То есть «превратиться» в этот предмет или образ – войти в сказку. Например, если нужно научить рисовать солнце, предложить ребенку превратиться в солнышко, представить, как оно будет пробуждаться ото сна, подниматься и как увидит с высоты небо, облака, деревья, землю, людей, птиц и так далее. Как здоровается солнышко лучами со всеми, кого увидит, раздавая лучи радости и тепла всем от себя. Дети при этом запоминают, что лучи идут от солнца в разные стороны, как их руки, расходящиеся в стороны, вверх, вниз, а не к солнцу и в дальнейшем рисуют солнце, как его изображали. А также дети усваивают, что здороваться нужно со всеми, воспитывается уважение и доброжелательное отношение ко всем и всему окружающему ребенка. Также повышается у ребенка настроение, возникают приятные ощущения, чувства, так как мудра «Чистое сияние» - гармонизирует весь организм. Дети освобождаются от отрицательных эмоций и получают положительные.

Большинство детей рисуют деревья сверху вниз. Часто не понимают, почему их просят или предлагают им рисовать деревья по-другому. Когда же дети «вырастают», как деревья рисовать их становится понятнее и легче. Дерево и куст растут из земли, из посаженной семечки и тянут они ветки (а дети руки) к солнцу а, вырастая, вытягивают маленькие веточки – пальцы. Листья падают с деревьев, разлетаясь в разные стороны (листопад), а не падают как дождь от дерева, стройными рядами. В момент изображения предмета пантомимой ребенок «превращается» в предмет, в природное явление, лучше понимает, как его нарисовать, получить образ, а не только изобразить предмет. Он получает навыки логического мышления, объяснения, почему так рисуется, а не по-другому. Также зажатый, стеснительный ребенок раскрепощается, раскрывается, становится после нескольких занятий свободным от ряда комплексов (стеснения, неуверенности). Он понимает, что можно изобразить предмет, как понимает, воспринимает его он сам, не оглядываясь на других. А это приводит к самостоятельности, вере в себя, в свои силы, к правильности действий, к обдумыванию своей деятельности. Одновременно получая гармонизацию организма, выполняя мудру «Чистое сияние».

Преподавателю важно быть последовательным в своих действиях, действия должны быть доступны и увлекательны для ребенка. Они должны выполняться самостоятельно ребенком (необходимо добиваться стремления от ребенка к самостоятельности), необходимо дожидаться и добиваться выполнения этих действий от начала до конца, что приведет в дальнейшем и к пониманию их действий.

«Превращение» в растение, животное или в неодушевленный предмет, а также любая изобразительная деятельность напрямую связаны с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Любая творческая деятельность ребенка способствует развитию каждой из этих функций, связывает их между собой. А пантомима помогает ребенку упорядочить знания, оформить и зафиксировать представление о мире, понять, почему так выполняется, изображается предмет. Как продукт творения ребенка, пантомимный мини-спектакль, изобразительная деятельность позволяют выявить основные проблемы, связанные с формированием характера, с которыми сталкивается ребенок в процессе деятельности, общения, а с другой стороны – найти пути их решения, подобрать правильные методики коррекционной работы.

Я «превращаюсь» с детьми в предметы, явления, и это помогает мне найти контакт с любым ребенком, раскрепостить, расположить его к себе и увлечь в занятие. Это «превращение» помогает на занятиях с детьми при нарушениях раннего эмоционального развития и с детьми с аномалией развития мозга. В творческой деятельности дети закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его, четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта. Для детей «превращения» не просто забава, а радость, раскрепощение, отдых от умственной или практической нагрузки и так же творчество, театрализованное мини - представление.

Всем известно, что решающим и уникальным периодом развития ребенка является дошкольный возраст, а также возраст младшего школьника. В этом возрасте закладываются основы личности, вырабатываются воля, произвольное поведение, активно развивается воображение, мышление, творчество, инициативность. Все эти важнейшие качества формируются лучше, качественнее в обучении через игру, сказку, «волшебство». В это время ребенок добровольно подчиняется правилам и требованиям, их выполнение доставляет ему максимальное удовольствие и поэтому делает поведение ребенка осмысленным и осознанным.

В работе «Worttaubheit , Melodientaubheit und Gebardenagnosie » Korepep на клиническом материале различает четыре ступени выразительных движений: 1)пантомимические, 2)автоматические, 3)мимика, 4)смех, плач и т.п.(*). Он доказывает на невропатологических фактах, что можно различать эти ступени как более древние, так и более поздние. Пантомимикой выражается действие полностью и всем телом. Автоматическими движениями (символическими) выражается действие только частично и преимущественно рукой. Мимические движения становятся преимущественно лицевыми. А звуковые – преимущественно голосовыми. Не зная еще о работе и выводах Korepepa , я начала работу с детьми, используя те же ступени выразительности движений (пантомима, мимика, автоматизм движений и речь). Правильность моих действий подтвердилась результатами. Дети начинают мыслить, творить, верить в себя и свои возможности, неговорящие начинают делать попытки говорить и затем говорить, потому что с «волшебными словами», «превращениями», пантомимными изображениями понятнее слова взрослого для ребенка, и ему легче, проще работать. Появляется желание стать волшебником, а вместе, с этим желанием появляется уверенность в себе, в свои возможности. Дети успокаиваются, избавляются от симптомов невроза, от негативных привычек, или происходит сглаживание симптомов нарушения эмоционального развития. Они расслабляются на момент упражнения, отвлекаются от предыдущего занятия (задания) и своего эмоционального состояния, концентрируют свое внимание на своих действиях руками, телом, отвлекаясь, отгоняя посторонние мысли, тревоги, волнения.

Дети способны сохранять в памяти образы, воспринятые ранее, и эта способность присуща всем или почти всем детям в дошкольном и младшем школьном возрасте.

*Kogerer. «Worttaubheit, Melodientaubheit und Gebardenagnosie». Берлин, 1924, В.92

Что помогает совершенствованию эмоциональных, физических, психических функций ребенка

Кисти рук и мышцы лица связаны с огромным количеством нейронов двигательной зоны коры полушарий. Руки выполняют тонкие и дифференцированные функции, а мышцы лица отражают различные эмоциональные состояния. Двигательная зона коры занята головой, руками, где по занимаемой площади доминируют кисти рук.(*)

На руках у нас имеются точки и рефлексогенные зоны, имеющие связь с головным мозгом. Поэтому при утомлении иногда советуют давить со средней силой на переднюю, заднюю и боковые поверхности каждого пальца. А при регулярном массаже (потерании, надавливании) даже только одного большого пальца повышается функциональная деятельность головного мозга. Поэтому вследствие широких связей с корой головного мозга локальная усталость мышц рук (во время письма, рисунка или любой другой кропотливой работы) вызывает торможение центральной нервной системы, и в результате этого развивается снижение общей работоспособности ребенка. Так как наши руки, пальцы самый чувствительный прибор для биокоррекции. В частности пальцы перераспределяют энергию, а изгибы пальцев в том или ином месте и под определенным углом способны силу и направление энергопотока в теле.

«Превращение» в растение, животное или в неодушевленный предмет, а также любая изобразительная деятельность, напрямую связано с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Поэтому «волшебные превращения», пантомимные изображения, выполнение мудр для развития и массажа рук и пальцев, т.е. любая изобразительная деятельность телом и руками, напрямую связаны с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. А использование педагогом предложенных пантомимных упражнений и мудр раскроют не только кладезь талантов и возможностей любого ребенка, но и дадут положительный оздоровительный результат.

Пантомима совершенствует все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мысленные операции (анализ, синтез, сравнение, общение, абстрагирование) (*).

В моей работе пантомима – это изображение телодвижением животных, растений, изображение роста растений, изображение явлений природы и некоторых предметов, окружающих нас.

Мудра – это древнейший метод, с помощью которого можно регулировать потоки энергии с целью оздоровления и исцеления от всевозможных недугов. На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук в индобуддийской религии. Среди множества мудр мной выбраны те, выполнение которых не требует особой обстановки или помещения, которые можно выполнять во время объяснения или во время физ. минутки, физ. паузы. Эти мудры не лечат определенные заболевания, а регулируют работу органов, выполняют гармонизацию энергопотоков, улучшают общее самочувствие, повышают иммунитет и настроение, выводят из депрессионного состояния, снимают усталость, повышают работоспособность.

_____________________________________________________________________________

*Выписка из советского энциклопедического словаря пантомима (от греческого pantomimes буквально – все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, мимика, жесты.

Пантомим – представление, напоминающее балет, широкое распространение получил в IV - I вв. до н.э. (Детская энциклопедия «Искусство»).

Слова и мысли соприкасаются тесно, как звук и жест. «Таинство слова подкрепляется жестом, создающим общую пространственную энергетическую структуру, обладающую определенной формой…. Через слово и мудру можно обрести спокойствие, снять стресс, сосредоточиться, достичь слияния с Единым».(**)

Главное всегда с любовью выполнять любое дело, верить в возможности ребенка и никогда не терять Надежду и вселять ее в каждого ребенка. Фантазировать самому и учить фантазировать детей, быть артистом самому и развивать артистизм, увлекать в театральную игру детей.

И чтобы не иссякло в человеке желание творить, ощущение счастья творчества, необходимо с детства развивать способность играть (роль), фантазировать, открывать и познавать окружающий мир, эти качества пригодятся ему в любой деятельности.

Кроме всего этого, изобразительная деятельность (не только живопись и рисунок) становится основой для обогащения взаимодействия детей при коллективном выполнении работы, у детей появляется опыт совместного творчества, развиваются социальные навыки, что очень важно именно в дошкольном возрасте. При этом развиваются творческое воображение, умение делать свой выбор, уверенность в себе и т.д., обеспечивается формирование у ребенка умений и навыков изобразительной деятельности, а также и универсальных качеств личности.

___________________________________________________________________________

*Э. Каструбин. Секреты исцеляющих программ. М. «КСП +», 2002г., стр.23

**Э.И.Гоникман. Лаосские лечебные мудры. М. Издательский дом МСП, 2002г., стр. 83

Пантомимные упражнения, оздоровительные мудры для детей дошкольного и младшего школьного возраста

1. Упражнение «Солнышко здоровается»

Это любимое упражнение всех детей, особенно хороший эффект производит это упражнение на замкнутых детей, плохо адаптирующихся в новом коллективе. Дети усваивают этические нормы поведения, воспитывается уважение к старшим, сверстникам и доброжелательность ко всему, что окружает ребенка в этом мире. А также дети запоминают, что лучи идут от солнца в разные стороны, как их руки, а не к солнцу. В упражнении используется мудра «Чистое сияние» - ладони сложены друг к другу, - которая гармонизирует весь организм.

Для выполнения детям (ребенку) предлагается присесть на корточки, сложить ладошки у щеки и прикрыть глаза. Педагог при этом произносит слова: «Крепко спало солнышко ночью. Утром открыло глаза (дети открывают глаза), поднялось вверх, (дети вместе с педагогом, поднимаются с корточек) и увидело голубое небо». Ладони при этом располагаются перед собой сложенные пальцами друг к другу – мудра «Чистое сияние». При словах приветствия солнышка руки поднимаются вверх, разводятся в стороны, опускаются вниз, возвращаясь, каждый раз в положение мудры «Чистое сияние». «Здравствуй, небо» - руки подняты вверх. «Здравствуйте, птицы (облака, тучки, если плохая погода за окном, ветер и т.д.)» - руки в стороны. «Здравствуйте, деревья » - руки немного в низ и в стороны. «Здравствуй, Земля» - руки внизу. «Здравствуйте, люди всей земли» - руки в стороны от груди. Закончить упражнение нужно приветствием педагога (учителя, воспитателя) и всех детей класса, группы. Можно продолжить здороваться, особенно с детьми дошкольного возраста, с мамой, папой, бабушкой, дедушкой и с каждым из них. Обращая внимание детей на то, что солнышко «раздает» свои лучики от себя, от своего «сердца» всем кого видит, с кем встречает и кого любит.

2. Упражнение для пальцев рук

Выполнять можно как в начале занятий перед письмом, рисованием, трудовой деятельностью на уроках труда, окружающего мира и т.д. так и в середине (физ. минутка). «Поведение муравья» - сжатый кулак, когда большой палец согнут и спрятан под остальными. Эта мудра регулирует функции почек, прямой кишки, позвоночника, устраняет страх. Прикасание подушечками пальцев во время «приветствия» указательного пальца большого - это мудра, повышающая энергетический потенциал организма, усиливает обменные процессы, улучшает кровообращение. Соединение среднего с большим способствует гармонизации печени, желудка, желчного пузыря; безымянным – гармонизации между системой печени и желчного пузыря с легкими и толстым кишечником, с мизинцем – стабилизирует психику, укрепляет Дух, физический и духовный иммунитет.

Дети выполняют упражнение, сидя за столами (партами), непосредственно перед работой.

«Раз, два, три, четыре, пять пришли дети рисовать; ручки все подняли, кулачки зажали».

Руки, согнутые в локтях, стоят на столе, пальцы зажаты в кулачок.

Поочередно поднимается каждый палец на свои слова:

«Вышел палец погулять» - поднимается мизинец;

«А за ним второй» - поднимается безымянный палец;

«Погулять пошел и средний» - поднимается средний палец;

«Указательный - за ним» - поднимается указательный палец.

Большой палец остался прижатым к центру ладони один.

«А большой палец все спит.

Стали пальчики-друзья его будить: «Просыпайся, лежебока, просыпайся поскорей, выходи гулять ты, соня, и услышь своих друзей». Каждый палец стучит – «будит» по 1 - 2 фаланге большого пальца 3-5 раз.

Палец большой выпрямляется, пальцы-друзья «здороваются» с ним

прикасаясь каждый подушечками пальцев с большим пальцем.

Можно «здороваться» пальцами обеих рук.

Или

«Раз, два, три, четыре, пять, будут пальцы рисовать» - дети сжимают и разжимают кулачки, на последнем слове кулачок остается зажатым.

«Я рисую» - поднимается мизинец;

«Со мной мама» - поднимается безымянный палец;

«Папа будет рисовать» - поднимается средний палец; «бабушка» - поднимается указательный палец;

«А где же дед? Дед все спит». Большой палец остался прижатым к центру ладони один.

По 1 - 2 фаланге большого пальца на фразу: «Просыпайся, дед», - каждый палец стучит 3-5 раз.

«Дед проснулся, потянулся» - пальцы раздвигаются в разные сторону, выполняются потягивающие движения, разводя руки в стороны. «И обнял всех» - руками при этом обхватывают себя. Можно обнимание повторить 2-3 раза.

Это дает ребенку ощущение любви и нежности, что так не хватает ему в его жизни. Он любим собой, а значит и всеми окружающими его людьми.

3. Упражнение «Шарик надувается»

Для расслабления, отвлечения от сложного или кропотливого труда и для дальнейшего сосредоточения внимания на выполнении задания, для повышения уверенности в своих силах хорошо применять упражнение «Шарик надувается». Во время выполнения данного упражнения ребенок укрепляет свою энергетическую оболочку, защищает себя от негативного воздействия.

Предложить детям встать около стола, опустить руки и голову вниз, расслабиться. Руки свободно висят.

Учитель изображает «работу» насоса, произнося «ших–ших–ших». Дети под шум работающего насоса, медленно поднимают голову и руки вверх, изображая руками надувание шарика. Подняв руки вверх, «завязывают шарик» – сомкнув пальцы рук над головой. Учитель изображает дуновение легкого ветерка и предлагает изобразить покачивание шарика на ветру, а дети изображают покачиванием корпуса тела в стороны движение шарика на легком ветерке. Учитель сообщает ребятам, что решил пошутить с шариком, и дергает за веревочку, которая развязывается, и шарик быстро сдувается. Дети изображают, как сдувается шарик, извивается и крутится при падении. Надувание шарика повторяется, крепко завязывается шарик и еще раз покачивается на легком ветерке. Затем учитель предлагает аккуратно «крепким, хорошо надутым шарикам» сесть за свои места и продолжить работу. Во время «надувания» шариков детям можно предложить вспомнить, какой формы они бывают, и изобразить шарик любимой формы.

4. Упражнение «Вырастает дерево»

Это упражнение помогает детям нарисовать по представлению, как растет дерево, запомнить после превращения, что дерево вырастает из земли и тянется ветками к небу, солнцу. Дети вспоминают, что деревья бывают разной толщины, высоты, одни деревья хрупкие и стройные, другие крепкие и мощные. По изображаемому дереву можно понять душевное состояние ребенка на момент занятия.

Ладошки, сложенные вместе на уровне груди, – мудра «Чистое сияние» выполняется для гармонизации всего организма.

Для выполнения детям предлагается присесть на корточки (желательно в круг), сложить ладошки лодочкой перед грудью. Каждый ребенок – семечка. Из семечки после дождя прорастает деревце. Учитель исполняет роль дождевой тучки, которая «пролетает» между детьми и «поливает» каждую семечку - прикасается к голове каждого ребенка.

Педагог комментирует действия детей: «Семечка прорастает после дождя». Дети медленно поднимают сомкнутые руки вверх, имитируя прохождение ростка сквозь землю. Затем поднимаются с корточек, не размыкая ладошки. «Деревце выросло, и от ствола вырастают большие ветки – «руки», которые тянутся к солнышку» - дети разъединяют ладошки и изображают руками ветки, идущие в разные стороны. «На ветках появляются маленькие веточки – пальчики, которые дети разводят в разные стороны.

5. Изображение куста

Выполнение руками рост куста помогает детям запомнить, что кусты меньше деревьев, растут крупные ветки куста из одной семечки – точки. Ладошки, сложенные вместе на уровне груди – мудра «Чистое сияние» - которая помогает осуществлению гармонизации всего организма.

Дети сидят на корточках или за столами. Ладошки сложены лодочкой. Когда семечка прорастает, ладошки расходятся в разные стороны, а руки смыкаются в локтях. Пальцы разводятся в разные стороны, как маленькие веточки куста.

6. Изображение травы

И опять ладошки, сложенные вместе на уровне груди, – мудра «Чистое сияние» - помогает осуществлению гармонизации всего организма. Раскрытые кисти – мудра, используемая при нестабильности в эмоциональной сфере, депрессии, проблеме с сердцем, при нарушении кровообращения.

Ладошки сложены лодочкой. Дети могут изображать травы, стоя или сидя за столом. Когда семечка прорастает, ладошки расходятся в разные стороны, оставаясь сомкнутыми у основания ладоней. Пальцы могут быть прижаты друг к другу или разведены в разные стороны, как у травяного куста.

7. «Лампочка»

Упражнение помогает расслабить мышцы спины и рук, а главное, помогает справиться с плохим настроением или психологическим напряжением.

Дети стоят в кругу или между рядами. Руки опущены вниз, изображаем овал. Глаза закрыты. Учитель сообщает, что включает лампочку и щелкает пальцами. Руки взмываются вверх, при этом ребенок легко прыгает. Пальцы подушечками соединяются над головой, открываются глаза, и на лице детей появляется улыбка. При втором щелчке лампочка выключается - руки опускаются вниз, изображая овал, глаза закрываются, улыбка с лица убирается. Третий щелчок «включает лампочку», и в образе «включенной лампочки» детям предлагается занять свои места.

8. «Черепаха»

Выполнение мудры «черепаха» способствует снятию напряжения, восполнению энергии. Я применяю ее при повышенной возбудимости детей и при необходимости сконцентрировать внимание детей.

Пальцы правой руки переплетаются с пальцами левой руки. Большие пальцы соединяются концевыми фалангами, как бы образуя голову черепахи. Ладони переплетенных рук держаться параллельно столу (полу), «голова» направлена к груди ребенка.

Можно проверить крепость «панциря» «черепахи», если позволяет время: раздвинуть руки каждого ребенка в стороны - всем ребятам очень нравится помериться силами с педагогом.

9. «Строим дом»

Это «строительство» выполняем перед рисунком, аппликацией дома, особенно с малышами, которым понятно становится «строительство». А также его можно использовать и как физ. минутку в школе.

Дети вместе с учителем произносят слова и выполняют пантомимой работу по строительству дома.

«Мы построим дом, дом, будим жить мы в нем, в нем» - ребята присаживаются на корточки у столов или в центре кабинета, руки располагают горизонтально перед грудью друг над другом.

«Раз кирпичик, два кирпич, три, четыре, пять и шесть» - руки поочередно меняют местами, имитируя кладку кирпичей, одновременно поднимаясь с корточек.

«Возведем мы стены» - руки поднимаются вверх и очерчивают контур возведенной стены

дома.

«Сделаем окошко, поглядим в него немножко» - пальцы рук соединяют в форму окна;

«Возведем мы крышу » - руками изображают треугольник;

«Сделаем трубу» - ладошки располагают друг против друга;

«Мы построили свой дом, будет весело жить в нем» - дети возвращаются на свои места.

10.«Мороженное»

Изобразить мороженое из морозилки – крепкое, твердое и «радостное» - дети стоят прямо, подняв руки вверх и немного в стороны. Голова поднята, на лице улыбка.

Но пригрело солнышко, и мороженное начинает таять, грустить – дети опускают медленно руки и голову вниз, изображая грусть на лице. При этом выполняют плавные движения туловищем, можно полу - присесть.

Затем мороженное «взбивают» - дети энергично двигаются из стороны в сторону - «замораживают", постепенно принимая первоначальное положение (позу).

Или так

11. «Воробышек»

Выполняется на занятиях при рисовании птиц малых размеров.

Дети стоят у своих мест или в центре комнаты, руки располагаются вдоль туловища, слегка назад кистями рук. Голова втянута в плечи, туловище слегка наклонено вперед, а ноги немного согнуты в коленях. Предложить детям в таком положении попрыгать на месте (или по кругу), затем «расправить» крылья, подняться на носочки - «взлететь».

Подобно изображаются и другие птицы с учетом их особенностей, а также и животные.

12.Любимые и нелюбимые цвета

Для сближения детей между собой, для помощи ребенку понять самого себя безболезненно и незаметно, для выплеска отрицательных эмоций по отношению к обидчику я провожу увлекательное занятие для детей и нужное, полезное для педагога.

Детям (ребенку) предлагается выбрать три цвета из набора красок которые каждому нравятся, и нанести их на лист бумаги любой формы (пятном, полоской, в виде цветка, человечка трехцветного и т.д.). Потом нанести три краски, которые им не нравятся. Также любой формы. Пока краска подсыхает, вызвать одного ребенка в центр, повернуть его спиной к детям и предложить ему думать или говорить мысленно обо всех присутствующих только плохое. После этого спросить ребят, какого цвета в данный момент этот ребенок. Затем попросить этого же ребенка думать или говорить мысленно обо всех самые хорошие слова, а детям предложить назвать цвета красок, которые они дадут ему сейчас.

Можно это сделать самому преподавателю, потом разъяснить детям, что настроение наше и окружающих нас зависит от каждого человека. Затем то же самое проделать с детьми.

Педагогу данные «рисунки» помогут при индивидуальном общении с ребенком «вечно обиженным» недовольным кем-то в классе (группе). А также поможет узнать педагогу, кто из детей воспринимает его положительно, а кто отрицательно, поэтому делать замечания данному ребенку необходимо осторожно, и постараться найти с ним контакт через другого (положительного) человека.

13.Волшебство линии

На подготовленном листе бумаги предложить ребятами нанести быстро простым карандашом или ручкой непрерывную, с изгибами линию, пересекающую себя несколько раз (рис 1а; 2а). Затем, поворачивая лист по кругу рассмотреть получившийся рисунок, и постараться увидеть (рассмотреть) образ, предмет (1б). Выделить его штриховкой, нанесением линий прямых, волнистых или точек на получившиеся элементы (детали) образа или предмета (рис 2 а, б).

Детали можно закрашивать цветными карандашами (рис 1в).

1(а, б, в)

Можно выполнять задание красками, нанося непрерывную линию кистью и не задумываясь нанести любые цвета на получившиеся элементы (рис 3а). Дать просохнуть листу. А затем, поворачивая лист определить, что получилось (3б). Рассматривать работы и определять, что получилось можно в конце занятия всем классом. Можете услышать несколько вариантов и «открыть» автору работы много интересного в его «волшебной линии».

2(а, б)



3(а, б)

14. «Шарик настроения»

Упражнение улучшает настроение, своими же мыслями, пожеланиями себе всего самого хорошего, доброго, приятного, ребенок концентрирует собственную энергию. Получает заряд положительных эмоций и избавляется от стресса, страха, обиды и т.д. Рекомендую выполнять данное упражнение перед сложным заданием, контрольной работой.

Предложить ребятам встать около своего места, поставить руки перед собой, ладошки направлены друг к другу. Расстояние между ладонями 15-20см. Руки не напряжены, слегка согнуты пальцы, как-будто держат мячик небольшого размера. Необходимо прислушаться к себе, к своим рукам и тогда между ладошками появится тепло, легкое покалывание, пульсация и т.д. У каждого может быть индивидуальное ощущение, но оно будет обязательно. Легкими, пульсирующими движениями кистей рук друг к другу, создается имитация держания надутого резинового шарика – это концентрирование своей энергии. Затем предложить всем ребятам представить что-то для них самое приятное, желанное (сладости, отдых на море, реке, получение подарка и так далее). Вложить приятные ощущения мысленно в свой энергетический шарик, почувствовать, как он слегка увеличился, стал более упругим, а затем шарик «проглотить», т.е. поместить его в себя со всеми приятными представлениями и ощущениями.

Необходимо в момент «проглатывания шарика» помочь ребятам словами: «По телу пошло приятное тепло, проникающее в каждую клеточку нашего организма. Появилось ощущение легкости, чистоты. Улучшилось настроение. У каждого светлая голова, чистые мысли, отличное настроение, доброе сердце. Каждый готов к выполнению работы».

Слова можно придумать каждому педагогу свои.

В дальнейшем «Шариками настроения» можно делиться мысленно с родителями, друзьями, с одноклассниками, с людьми у которых плохое настроение или нет хороших взаимоотношений.

Эпилог

Все эти упражнения помогают мне в работе с детьми, в общении с ними, а детям раскрепоститься, отдохнуть эмоционально и физически, настроиться на работу. А также общаться со мной, друг с другом и с родителями. Мне и детям помогают все эти упражнения повысить работоспособность, поправить свой энергетический баланс, осуществить гармонизацию организма. Я очень надеюсь, я уверена, что эти увлекательные упражнения понравятся и помогут и детям, и взрослым.

Успехов, удачи, здоровья и хорошего настроения.

Название . Коммуникативное упражнение "Пантомима"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Участники показывают друг другу большое множество всевозможных пантомим.

Эту процедуру можно вставлять в программу тренинга как самостоятельное, большое упражнение, на которое отводится много времени. В этом случае ведущему надо настроиться самому и настроить участников на то, что упражнение может длиться до 60-90 минут или даже больше – пока участники не выдохнутся.

Также процедуру можно использовать как упражнение разминки. В этом случае достаточно сделать один круг. Можно использовать и в таком режиме: сначала упражнение проводится как большое, затем в последующие тренинговые дни оно вводится как упражнение разминки – чтобы закрепить результат.

Качества . . Артистизм

Многие люди не задействуют потенциал собственной мимики и пантомимики в общении потому, что не уверены, сомневаются в себе, не знают всех возможностей могучего языка нашего тела. Основной мишенью этого упражнения как раз является то, чтобы участники прониклись этими возможностями, поэтому надо не пожалеть времени для данного упражнения.

Идея этого упражнения проста и похожа на детскую игру – надо своими телодвижениями изобразить некоторую деятельность (какую угодно). Другие участники должны разгадать загадку, что это за деятельность. Загадывание происходит по очереди – по кругу. Когда другие участники полностью разгадают загадку, тогда и только тогда наступает очередь следующего. Если не получилось разгадать, данный человек придумывает и исполняет другую загадку.

Иногда загадки разгадываются лишь частично. Предположим, кто-то изобразил человека, пишущего любовное письмо. Кто-то отгадал, но отгадал частично: "Ты пишешь письмо!" В этом случае загадывающий делает жест "не совсем так" (чтобы не выходить из роли, пусть он вообще пока молчит) – это значит, что загадка еще не разгадана. Также следует обратить внимание участников – сразу или по ходу упражнения, – что можно загадывать похожие действия: "пишу любовное письмо" – "пишу жалобу".

Упражнение начинается с самого ведущего. Он изображает что-нибудь простое, например, пиление дров или поднятие штанги.

В конце проводится обсуждение:

– какие общие впечатления от упражнения?

– не пожалели, что столько много времени на него потратили?

– как по своим возможностям различается мимика и пантомимика?

– на что вы больше обращали внимание, когда загадывали и когда разгадывали?

– как в быту, в общении, на работе можно задействовать пантомимику?

– если человек не понимает того, что вы от него требуете, может ли помочь ваша пантомима?

1. Коммуникативное упражнение "Пантомима" [Электронный ресурс] // А. Я.. 25.08.2015..html (25.08.2015).
Loading...Loading...