Упражнение в висах и упорах. Методика обучения висам и упорам со I по XI классы. На гимнастической скамейке

К гимнастической терминологии, в частности к терминам гимнастических упражнений, предъявляются определённые требования, которые необходимо соблюдать.

От слов общепринятой лексики термины отличаются точностью и специализированностью своего значения. Слова, становясь терминами, приобретают необходимую однозначность.

Термин в гимнастике - это краткое, условное название какого-либо двигательного действия или понятия. При этом термины не только обозначают то или иное понятие или действие, но и уточняют его, отделяя от смежных.

Все гимнастические термины делятся на две группы: общие и конкретные термины.

Общие термины используются для обозначения общих понятий (элемент, соединение, комбинация) и определения отдельных групп упражнений (строевые упражнения, прикладные упражнения). Эти термины применяются для обобщения элементов одной группы с единой структурой при разработке учебных программ, методических рекомендаций и т. п.

Конкретные термины определяют смысловые признаки конкретных упражнений и делятся на основные (главные) и вспомогательные (дополнительные) термины.

Основные термины отражают структурные признаки определяемых действий, принадлежность к той или иной группе упражнений (подъём, спад, оборот, поворот, соскок и т. д.).

Вспомогательные (дополнительные) термины уточняют основные и указывают: способ выполнения упражнения (разгибом, силой, дугой); направление движения (вправо, влево, вперёд, назад и т. д.); условия опоры (на предплечьях, на голове и руках, на коленях, в стойке на руках и т. д.).

Название упражнений обычно состоит из основного и дополнительных терминов. На первое место ставится основной термин, уточняющий смысловой признак движения, затем вспомогательные термины, которые конкретизируют движение и последовательность действий при его исполнении.

Термины общеразвивающих упражнений

Исходные положения (И.П.) - стойки (термин «стойки» имеет и значение в качестве термина акробатических упражнений) или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Стойки : основная стойка (о.с. - стойка ноги вместе, руки вниз) соответствует строевой стойке (рис.1, а); стойка ноги врозь (рис.1, б); стойка ноги врозь правой (левой) (рис.1, в); стойка ноги врозь широкая (ноги разведены шире плеч); стойка ноги врозь широкая правой (левой); узкая стойка; скрестная стойка (рис.1, г); стойка на коленях; стойка на правом (левом) колене (рис.1, д); сомкнутая стойка (стопы сомкнуты); стойка правой (левой) вольно (шаг правой (левой) в стойку ноги врозь, руки за спину).

Наклон - термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон вперёд (рис. 2, а); наклон прогнувшись (рис. 2, б); полунаклон (рис. 2, в); наклон вперёд-книзу (рис. 2, г); наклон назад; наклон назад касаясь (рис. 2, д); наклон в широкой стойке (рис. 2, е); наклон с захватом (рис. 2, ж); наклон вправо (влево); наклон к правой (левой) ноге.

Равновесие - устойчивое положение занимающегося на одной ноге. Различают равновесия: на правой (левой) (рис. 3, а); равновесие с наклоном (рис. 3, б (пунктирная линия)); боковое равновесие (рис. 3, в); заднее равновесие (с наклоном назад) (рис. 3, г); фронтальное равновесие (рис. 3, д); равновесие с захватом (рис. 3, е); равновесие шпагатом (рис. 3, ж); равновесие «крестом» и др.

Седы - положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 4, а); сед ноги врозь (рис. 4, б); сед углом (рис. 4, в); сед углом ноги врозь; сед согнувшись (рис. 4, г); сед с захватом (рис. 4, д); сед на пятках или на правой (левой) пятке (рис. 4, е); сед на бедре; сед согнув ноги; сед в группировке; сед согнув ноги назад и др.

Присед - положение занимающегося на согнутых ногах. Различают: присед (рис. 5, а); полуприсед (рис. 5, б); круглый присед (рис. 5, в); полуприсед наклонный (рис. 5, г); полуприсед с наклоном («старт пловца») (рис. 5, д); присед на правой (левой) (рис. 5, е) и др.

Выпад - движение (или положение с выставлением и сгибанием опорной ноги). Различают: выпад правой (левой) (рис. 6, а); наклонный выпад (рис. 6, б); выпад вправо с наклоном (рис. 6, в); глубокий выпад (рис. 6, г); разноимённый выпад (указывается нога и направление выпада - выпад левой вправо, рис. 6, д); выпад назад.

Упоры - положения, в которых плечи находятся выше точек опоры. Различают: упор присев (рис. 7, а); упор на правом колене (рис. 7, б); упор на правом колене одноимённый (поднята одноимённая опорной ноге рука) и разноимённый; упор стоя согнувшись (рис. 7, в); упор лёжа; упор лёжа на предплечьях (рис. 7, г); упор лёжа сзади (рис. 7, д) и др.

Движения руками и ногами . Различают движения одновременные, поочерёдные и последовательные, а также одноимённые (правая рука начинает движение вправо), разноимённые (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими руками), симметричные и несимметричные. Они выполняются в основных и промежуточных плоскостях прямыми и согнутыми руками. Во втором случае к термину добавляется термин «согнуть».

Например, согнуть руки назад (рис. 8, а), согнуть руки в стороны (рис. 8, б). Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 8, в), согнуть правую вперёд (рис. 8, г), согнуть правую назад (рис. 8, д), согнуть правую в сторону (рис. 8, е).

Положения рук : руки на пояс, к плечам, за голову, перед грудью, скрестно (указывается какая рука сверху). Направление движения руками и ногами определяется по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве. Движения руками: вверх, в сторону (вправо или влево), в стороны, назад, вперёд - в стороны, в сторону - книзу и др.

Положения ног - правую (левую) вперёд (в сторону, назад) на носок; правую (левую) вперёд (в сторону, назад) - книзу; правую (левую) вперёд (в сторону, назад); правую (левую) вперёд (в сторону, назад) - кверху; правую (левую) вперёд (в сторону, назад) согнуть.

Круг - движение руками, ногами, туловищем, головой по окружности, а также ногами (ногой) над снарядом.

При наименовании упражнений с предметами основным признаком служат положение предмета (его направление) и совершаемый им путь. Например, палку вверх или палку вперёд вертикально. Основные положения с гимнастической палкой: палку вниз (рис. 9, а); палку на грудь (рис. 9, б); палку вперёд-вверх (рис. 9, в); палку на голову; палку за голову; палку на лопатки и др.

Несимметричные положения с палкой принято называть следующим образом: палку к плечу (рис. 9, г); палку к плечу или на голову вправо (рис. 9, д); за голову вправо и др.; если палка и рука не составляют прямой линии, то называют так: правую в сторону, палку вверх (рис. 9, е). Другие способы удержания палки указываются дополнительно. Например: палку к плечу или на грудь правым концом кверху (рис. 9, ж).


Актуальность На сегодняшний день гимнастика остаётся одним из самых эффективных средств физического воспитания. Гимнастические упражнения отличаются доступностью и разнообразием, являются хорошим средством для укрепления здоровья, оказывают положительное влияние на деятельность жизненно важных органов. Важнейшими элементами в гимнастике являются висы и упоры. В своей работе я рассмотрю их классификацию и пользу от них. Гиперссылки: 1. Висы и их классификация Висы и их классификация 2. Упоры и их классификация Упоры и их классификация 3. Польза от висов и упоров Польза от висов и упоров


Висы и их классификация Вис - гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. Классификация: 1. Простые висы – висы, при которых спортсмен держится за снаряд какой-либо одной частью тела, обычно руками. 2. Смешанные висы – висы, при которых используется дополнительная опора другой частью тела.


Простые висы 1. Вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед сна рядом или позади него. 2. Вис сзади. Вис на отведенных назад руках. 3. Вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед сна рядом или позади него


Смешанные висы 1. Вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры 2. Вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата. 3. Вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперёд, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата. 4. Вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями впереди или сзади места хвата. 5. Вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.


) Вис присев 2) Вис стоя 3) Вис стоя сзади 4) Вис лежа 5) Вис на правой (левой)


Упоры и их классификация Упор - гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Классификация: 1. Простые упоры - положения с опорой только руками. 2. Смешанные упоры - положения с опорой не только руками, но и др. частью тела.


Простые упоры 1. Горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении. 2. Упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья. 3. Упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине. 4. Упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем. 5. Упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним. 6. Упор углом. Упор, при котором прямые ноги образуют с туловищем угол 90 градусов.


1) Горизонтальный упор 2) Упор на предплечьях 3) Упор на руках 4) Упор на руках согнувшись 5) Упор ноги врозь правой 6) Упор углом


Смешанные упоры 1. Упор лёжа боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к полу и опорой одной рукой и ногами. 2. Упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками. 3. Упор сзади. 1). Смешанный упор. Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится за телом. 4. Упор спереди. 1). Смешанный упор. Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится перед телом. 5. Упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
Польза от висов и упоров Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств. Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия. По своей физиологической характеристике висы и упоры относятся к группе упражнений, для которых характерным элементом является силовое напряжение. Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции.

Методические указания к выполнению упражнений в висах и упорах

Упражнения в висах и упорах необходимо выполнять сериями по 4-6 упражнений поочередно и каждую серию повторять по 2-3 раза. Такая дозировка нужна по той причине, что выполнение отдельного упражнения в висе и упоре по длительности кратковременно и не требует больших энерготрат, и в результате тренирующее воздействие не приносит положительного эффекта.

При выполнении же этих упражнений сериями с повторениями их по нескольку раз длительность двигательной деятельности повышается до 50-60 сек., нагрузка существенно увеличивается, пульсовая стоимость достигает 130 и более уд /мин. А при проведении упражнений в висах и упорах поточным способами игровым методом интенсивность их еще более повышается и достигает уровня с пульсовой стоимостью до 150-160 уд/мин. Такая нагрузка отвечает тем необходимым требованиям, которые предъявляются к организму занимающихся и создают условия перестройки структуры скелетных мышц и их механизмов не только аэробного, но и анаэробного энергообеспечения. Этим достигается тренировочное воздействие на отдельные мышечные группы и на весь организм в целом. Данный способ - наиболее простой и доступный для повышения эффективности упражнений в висах и упорах.

Все упражнения в висах и упорах надо выполнять с четкой фиксацией каждой позы по 3-6 сек. с обязательным соблюдением правильной осанки, в строго гимнастическом стиле, красиво и легко. Небрежное выполнение этих упражнений, особенно на этапе разучивания, недопустимо.

Обучение упражнениям в висах и упорах осуществляется методами показа, рассказа, практического выполнения с использованием приемов в фиксации позы, страховки и самостраховки, оказания помощи друг другу. При разучивании простых упражнений, связанных с принятием и удержанием поз, как правило, используется сменный способ организации занятий, где одна часть учащихся выполняет упражнения, а другая контролирует выполнение и помогает товарищам. Учителю обычно достаточно лишь подсказать ребятам последовательность упражнений в сериях и количество их повторений. При подборе упражнений в серии необходимо, чтобы упражнения были эквивалентны по сложности, а переходы от одного к другому выполнялись легко, без задержек.

Висы и упоры на уроках физической культуры

девочек. Они интересные и полезные упражнения. Во-первых, упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения(горизонтальные, наклонные, головой вниз) и перемещения тела с использованием гимнастических снарядов массового типа.



Во-вторых, эти упражнения богаты различными сочетаниями положений (поз) и движений, выполняемых как в быстром, так и в медленном темпе, а также с удержанием поз, что дает возможность оказывать благотворное влияние на двигательную функцию занимающихся.

В-третьих, упражнения в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связано с тоническим режимом работы нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего поддержании позы или положения частей тела. При этой форме деятельности мышцы не возбуждаются целиком в каждый данный момент, одни двигательные их единицы возбуждаются, другие отдыхают. Тонические сокращения мышц при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньше энерготрат, чем мышечные сокращения, имеющие фазный характер.

Специфика данных упражнений дает возможность оказывать общее воздействие на растущий организм ученика и гармонически развивать все части тела, а также статическую силу. Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удерживанием тела, с сохранением правильной осанки. Понятно, что для сохранения правильной осанки нужна хорошая координационная работа мышц и их статическая силовая выносливость. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, создают благоприятные условия для формировании правильной осанки. Перемещение тела из одного положения в другое требует динамических мышечных усилий, что важно для скоростно-силовых качеств.



Различные положения тела (горизонтальное наклонное, наклонное, вертикальное, головой вниз) оказывает тренирующее воздействие на внутренние органы. Так, они влияют на работу сердечно -сосудистой и дыхательной систем, а также на вестибулярную устойчивость, воспитание умения сохранять ориентировку при необычных положениях тела. Кроме того, при выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают навыком выполнять различные перемещения тела в пространстве с разной скоростью, что дает возможность вырабатывать дифференцировки пространственной и временной точности движений.

Умение Выполнять упражнения в висах и упорах легко, красиво и точно в заданных пространственных и временных параметрах имеет большое значение для формирования умений управлять своими движениями.

Организации занятий при обучении упражнениям в висах и упорах.

Сравнительно небольшая продолжительность урока (45 мин) требует экономного и рационного использования времени. Занятия проходят наиболее успешно при применении фронтального, группового, поточного способов, а также игрового метода.

Фронтальный способ организации занятий позволяет выполнять упражнения всем учащимся одновременно. Это один из продуктивных способов организации занятий, при котором коллективные действия по распоряжению или команде учителя приучают детей к согласованным действиям, умению выполнять физические упражнения всем вместе. Этим способом можно выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастической стене скамейках, на снарядах массового типа.

Групповой способ организации занятий позволяет классу разделиться на несколько групп(отделений) и под руководством учителя(его помощника) по отделениям одновременно выполнять упражнения. Для этих целей в школьных спортивных залах, на площадках используем лестницы, гимнастические стенки, катаны, гимнастические скамейки с крючками, бревна низкие и т.д.

Упражнения в висах и упорах в Гимнастике предусмотрены как для мальчиков, так и для девочек.

7. Польза от висов и упоров

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса.
В I классе учащиеся овладевают лазаньем по гимнастической стенке, скамейке, разными видами лазанья, перелезаний и подлезаний, а со II класса приступают к освоению висов и упоров.
Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, которые характерны для описываемых упражнений, требуют меньших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.
Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) - положительно влияют на работу сердечно- сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Роль мышечного чувства чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осуществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о времени и пространстве. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошем осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Висы на перекладине

На высокой перекладине это положение является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.

В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом.

Правильное положение нижних конечностей обеспечивается напряжением соответствующих мышц, которое должно сохраняться при выполнении последующих размахиваний. Сгибание в тазобедренных суставах или прогибание в поясничном отделе позвоночника при выполнении виса недопустимы. Наличие таких ошибок очень часто является следствием неправильного положения головы: отведения её назад или, наоборот, опускания на грудь. В правильном положении голова удерживается прямо и находится между руками.

Размахивания в висе

Серии махов вперёд-назад. При правильном размахивании должны чередоваться следующие позы:

1) в крайней точке маха назад - прямое или даже слегка согнутое в тазобедренных суставах положение;

2) в вертикальном положении - прямое, как в висе, положение туловища;

3) в крайней точке маха вперёд - слегка согнутое, как на махе назад, положение.

Голова всё время удерживается между руками. Отведение её назад является ошибкой, которую необходимо устранить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Упражнения в висах и упорах

Изучая висы и упоры, учащиеся овладевают элементами ряда прикладных навыков (лазанье и преодоление препятствий), приобретают необходимые основы техники упражнений на гимнастических снарядах, совершенствуют пространственную координацию движений. Целенаправленно применяя упражнения в висах и упорах в учебном процессе с учетом возраста, пола и физической подготовленности учащихся, учитель в состоянии решать задачи по развитию физических качеств.

Упражнения в висах и упорах (рис. 80-105) выполняются на гимнастической стенке, лестнице, канате, шесте, бревне, перекладине, брусьях, коне. Изучение простейших упражнений рекомендуется осваивать групповым методом. В дальнейшем обучение следует вести, предварительно разбив класс по парам с целью контроля правильности выполнения и в случае необходимости оказания помощи товарищу.

Упражнения в висах и упорах просты по технике, поэтому при обучении следует показать их с коротким объяснением. Выполнив упражнение с помощью учителя 2-3 раза, учащиеся в дальнейшем могут выполнять их самостоятельно. Висы и упоры (простые) – положения, в которых тело удерживается на снаряде только руками. В висе плечевая ось выполняющего находится ниже, а в упоре выше точек хвата. Висы и упоры могут быть смешанные и простые (к смешанным упорам относятся и седы).

Висы смешанные (см. рис. 179). Смешанный вис – это такое положение тела, при котором помимо опоры руками существует дополнительная опора о пол или снаряд любой частью тела. Упражнения в висе могут выполняться в хвате сверху, снизу разным хватом и др.

Вис стоя – стойка у снаряда, хват руками на ширине плеч, туловище и голову держать прямо, угол наклона к полу не более 45°.

Вис стоя сзади – то же, что и вис стоя, но спиной к снаряду.

Вис стоя согнувшись – занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.

Вис присев сзади – присед спиной к снаряду.

Вис лежа – положение гимнаста, при котором угол наклона тела не превышает 45°.

Вис лежа сзади – то же, что и вис лежа, но спиной к снаряду.

Вис лежа справа (слева) – вис лежа боком к снаряду, опираясь ногами справа или слева, кисти рук на расстоянии 10-15 см.

Вис прогнувшись (согнувшись) с опорой выполняется на нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь.

Вис на левой (правой) – вис с дополнительной опорой, согнутой в колене левой (правой) ногой.

Висы простые.

Вис – положение тела, при котором хват на ширине плеч, руки, туловище и ноги составляют прямую линию. Первоначально положение виса изучают на гимнастической стенке группой 10-15 человек. При изучении виса спиной к стенке учитель должен следить, чтобы гимнастической стенки касались затылком, лопатки, ягодичные и икроножные мышцы и пятки учащихся. В висе лицом к гимнастической стенке ее должны касаться грудью, животом, бедрами и носками ног.

Вис с согнутыми ногами – из виса согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах (не меняя положения головы, рук и туловища).

Вис на согнутых руках выполняется из виса стоя, слегка отталкиваясь ногами и сгибая руки.

Вис согнувшись – тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги подняты и находятся над туловищем.

Вис прогнувшись – учащиеся находятся в положении головой вниз, тело прогнуто, голова отведена назад.

Вис углом – положение тела, при котором угол между туловищем и поднятыми прямыми ногами составляет 90°.

Вис сзади – положение тела, при котором учащийся обращен спиной к снаряду, ноги прямые и максимально опущены вниз.

Вис на согнутых ногах.

Упоры простые.

Упор – положение занимающегося на снаряде, в котором плечевая ось расположена выше точек хвата, руки и тело прямые, голова прямо.

Упор на предплечьях – положение, при котором у занимающегося руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°, опираясь на предплечья и удерживая их кистями снаружи, локти несколько смещены внутрь.

Упор на руках – положение, при котором опора по всей длине слегка согнутых в локтях рук, кисти захватывают жерди снаружи, туловище перпендикулярно опоре.

Упор углом – положение, при котором поднятые ноги образуют с туловищем прямой угол.

Упор правой – положение, при котором ноги широко разведены, одна вперед, другая назад.

Примерные упражнения в висах и упорах:

1. Из виса стоя переход в вис присев (приседанием).

2. Из виса стоя сзади переход в вис присев сзади (приседанием).

3. Из виса присев переход в вис лежа ноги сзади поочередным выставлением ног.

4. Из виса присев, поднимая ноги, переход в вис согнувшись.

5. Из виса присев толчком с перемахом правой переход в вис на правой.

6. Из виса правой (левой), согнув ногу, перемахом согнуть левую (правую) переход в вис согнувшись сзади.

7. Из виса согнувшись сзади переход в вис прогнувшись сзади.

8. Из виса правой, согнув ногу, переход в вис прогнувшись правой.

9. Из виса стоя сзади переход в вис присев сзади, переход в вис согнувшись сзади, переход в вис согнувшись спереди (перемахом согнув ноги), опуская ноги в вис лежа, переступая в вис стоя.

10. Из упора переход в упор правой перемахом ноги вперед.

11. Из упора правой переход в упор сзади, перемахом ноги вперед.

12. Из упора сзади переход в упор поочередным перемахом ног.

13. Из упора правой переход в упор поворотом кругом.

14. Из упора правой (левой) разным хватом переход в упор поворотом плечом вперед и назад и т. д.

Подъемы, спады, обороты (рис. 180-181).

В этом разделе приведены простейшие подъемы, спады и обороты, доступные для массового обучения школьников.

Подъем правой (левой) согнув ногу выполняется из виса правой (левой), согнув ногу, сгибая свободную ногу вверх и вперед с последующим махом вниз-назад и нажимая прямыми руками на перекладину, подать плечи вперед и, разгибая опорную ногу, выйти в упор правой (левой).

Подъем переворотом выполняется из виса стоя согнув руки толчком одной и махом другой. Удерживая руки в согнутом положении, отвести ногу назад, затем махом вперед одной и толчком другой, сгибаясь в тазобедренных суставах, соединяя обе ноги, послать их вперед-вверх до касания перекладины животом. Далее, поднимая голову и выпрямляя руки, разогнуться, принять положение упора.


По мере освоения этого способа приступают к разучиванию подъема переворотом-толчком двух и далее из виса силой.

Подъем правой выполняется из виса стоя, из виса углом с прыжка из размахивания в висе, после спада из упора правой и из упора. Выполняя подъем правой из виса стоя, следует отвести ногу назад, затем махом свободной ноги перейти в вис углом. Пройдя вертикаль, оттолкнуться от пола поочередно ногами, сгибаясь, поднося ноги к перекладине, перемахом одной, перейти в вис согнувшись правой, сделать небольшую паузу и, пройдя назад вертикаль, энергично разогнуться в тазобедренных суставах, направив ноги вперед-вверх, надавить одновременно прямыми руками на гриф перекладины и перейти в упор верхом. Также выполняется подъем левой.

Подъем силой поочередно – из виса подтянуться до предела и рывком перевести одну руку в упор. Перемещая вес тела на руку в упоре, перевести другую руку в упор, выпрямить руки и принять положение упора.

Спад назад из упора в вис согнувшись начинается с движения плечами назад. При начальном движении таз следует удерживать у перекладины. Пройдя ногами вертикаль, следует согнуться в тазобедренных суставах, носки ног у перекладины, руки прямые.

Оборот вперед правой (левой) выполняется из положения хватом снизу. Приподнимаясь на руках, делается одновременное движение вперед ногой и плечами (шаговое движение), руки прямые, при завершении оборота следует разогнуться, подавая ногу вперед.

Оборот назад правой (левой) выполняется из положения в упоре правой (левой). Приподнимаясь на руках, отвести ногу (находящуюся сзади) назад. Оборот начинается активным движением плеч назад (тело прямое) с последующим махом ногой, находящейся сзади вперед. Оборот заканчивается движением головы и плеч назад-вверх и одновременно перехватом кистей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Вис - гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. Классификация: 1. Простые висы – висы, при которых спортсмен держится за снаряд какой-либо одной частью тела, обычно руками. 2. Смешанные висы – висы, при которых используется дополнительная опора другой частью тела.

Простые висы

1. Вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед сна рядом или позади него.

2. Вис сзади. Вис на отведенных назад руках.

3. Вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед сна рядом или позади него.

Смешанные висы

1. Вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры

2. Вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.

3. Вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперёд, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.

4. Вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями впереди или сзади места хвата.

5. Вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Простые упоры

1. Горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении.

2. Упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья.

3. Упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине.

4. Упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.

5. Упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.

6. Упор углом. Упор, при котором прямые ноги образуют с туловищем угол 90 градусов.

Упоры и их классификация

Упор - гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.

Классификация:

1. Простые упоры - положения с опорой только руками.

2. Смешанные упоры - положения с опорой не только руками, но и др. частью тела.

Вис - положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. Различают висы простые, при которых держатся за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками), и висы смешанные, при которых используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.). .

Вис присев - смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры. Например: на брусьях разной высоты.

Вис прогнувшись - вис, при котором выпрямленное или слегка согнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед снарядом или позади него.

Простой вис - положение в висе, когда снаряд захватывается одной частью тела (руками, ногами, носками).

Смешанный вис - положение в висе с дополнительной опорой о снаряд или пол другой частью тела.

Вис сзади - вис на отведенных назад руках.

Вис согнувшись - вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.

Вис стоя - смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата.

Вис стоя сзади - смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперед, а ноги касаются ступнями пола под места хвата.

Вис лежа - смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями (на брусьях разной высоты - бедрами) впереди или сзади места хвата.

Вис на правой (левой) - смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад..

На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний.

В положении виса тело должно быть максимально выпрямлено. Это достигается провисанием в грудино-ключичных и плечевых суставах, а также расслаблением мышц в области поясницы. Руки также выпрямлены, но не напряжены. Ноги должны быть выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, носки оттянуты. Обучение вису целесообразно проводить целостным методом..

Упор - положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.Различают упоры простые и смешанные. В простых - одна точка опоры, а в сложных - две точки опоры или более. .

Упор боком - положение с прямым телом боком к снаряду и опорой одной рукой и ногами.

Упор верхом - ноги врозь правой (левой).

Горизонтальный упор - упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находиться в горизонтальном положении.

Упор кольцом - положение лежа на животе с опорой руками и бедрами согнутых назад ног, касаясь ступнями головы.

Упор лежа - положение с опорой прямыми руками и носками вытянутых ног.

Упор лежа на бедрах - положение лежа с опорой прямыми руками и передней поверхностью бедер.

Упор на коленях - положение стоя на коленях с опорой руками.

Упор на предплечьях - положение с опорой на предплечья.

Упор на руках - положение на брусьях с опорой на руки по всей длине.

Упор на руках согнувшись - упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем.

Упор ноги врозь вне - упор с прямыми широко разведенными горизонтально ногами, расположенными за руками.

Упор ноги врозь правой (левой) - положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним.

Упор присев - положение приседа, колени вместе, с опорой руками около носков.

Разный упор - 1)Положение на женских брусьях, когда одна рука находиться в упоре на нижней жерди, а другая - в упоре на руке на верхней. 2) Положение на коне, когда одна рука опирается на ручку, другая - на тело снаряда.

Упор сзади - 1)Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. 2) Положение в упоре, когда снаряд находиться за телом.

Упор спереди - 1)Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2)Положение в упоре, когда снаряд находиться перед телом.

Упор стоя ноги врозь - упор с прямыми разведенными ногами.

Упор стоя согнувшись - стоя наклон вперед с опорой руками. .

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и перемещения занимающихся на гимнастических снарядах в этих положениях. Упражнения в висах и упорах доступны детям с 7-8 лет. В учебную программу по физическому воспитанию они включены с I класса. .

Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств.

Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) -- положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия (вестибулярного аппарата). Выполнение упражнений в висах и упорах связано с удержанием поз, которые требуют от занимающихся умения хорошо координировать работу многих мышечных групп. Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражнений в висах и упорах, а также наличие тонических рефлексов, охватывающих всю мускулатуру тела, создают благоприятные условия для сохранения правильной осанки. Существенно важно и то, что при выполнении упражнений в висах и упорах дети овладевают умениями оценивать положения своего тела в пространстве, различать длительность статических поз и характер мышечных усилий. Умение выполнять упражнения в висах и упорах с хорошей осанкой, легко и красиво имеет значение для подготовки детей к занятиям спортивной гимнастикой.

Для выполнения упражнений в висах и упорах в зависимости от координационной сложности и наличия соответствующего оборудования могут быть использованы фронтальный, групповой и поточный способы организации учащихся.

1.Энергичное, с силой сжимание кисти в кулак и разгибание пальцев.

2.Сжимание пальцами резинового мяча или кистевого эспандера.

3.Круговые движения кистями при различных положениях рук: вниз, вперед, в стороны, вверх.

4.В паре, соединив пальцы в замок, поочередное, с силой, оказывая сопротивление, сгибание и разгибание кистей.

5.То же самостоятельно, соединив пальцы в замок.

6.Перетягивание в парах, держась руками за гимнастическую палку (кисти партнеров соприкасаются).Перетягивание в парах в обоюдном хвате согнутыми пальцами.

7.В паре выкручивание и вырывание гимнастической палки.

8.Из положения стоя лицом к стене, руки вперед, ладонями книзу (расстояние от кончиков пальцев до стены 15-30 см) падение вперед и отталкивание от стены прямыми руками, акцентируя внимание на движении кистей.На гимнастической стенке (см. рисунок на с. 14).
9.Стоя спиной к стенке, в полуприседе, хват прямыми руками над головой - провисая, шаг вперед, оттягиваясь от стенки (смотреть прямо). Выполнять поочередно правой и левой ногой.

10. Из широкой стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне плеч - поочередные приседания на левой и правой ноге, провисая в плечевых суставах и выпрямляя тело при вставании.

11.Из стойки на седьмой-восьмой рейке, лицом к стенке, хват прямыми руками на уровне пояса - пружинящие приседания поочередно на левой и правой ноге, опуская другую вниз и провисая.

12.Из стойки на второй-третьей рейке, лицом к стенке, хват руками на уровне груди, отклонившись прямым телом назад (вис стоя) - наклоняясь вперед и провисая, принять положение виса стоя согнувшись. То же, отводя назад поочередно правую или левую ногу и оттягиваясь от стенки.

13.В висе спиной к стенке сгибание ног вперед, постепенно увеличивая амплитуду движения до касания коленями груди.

14.В висе спиной к стенке поднимание прямых ног вперед и вверх, постепенно увеличивая амплитуду движений до касания носками стенки над головой.

15.Из виса стоя сзади согнувшись, спиной к стенке, толчком ног переход в вис прогнувшись, То же медленно, силой.

16.Стоя спиной к стенке, хват руками за головой - опуститься в вис, выпрямив ноги вперед до касания пятками пола и, отталкиваясь спиной и прогибаясь, встать, оттягиваясь от стенки.

17.Из виса спиной к стенке махом ног вперед соскок. Постепенно увеличивать высоту виса и дальность соскока.

18.Из виса лицом к стенке махом ног назад соскок.

19.В висе спиной к стенке махи ногами вправо и влево, постепенно увеличивая их амплитуду.

20.Из виса на согнутых руках, лицом к стенке, медленное опускание в вис, вытягиваясь «в струнку» и провисая. И. п. принимать, переступая по рейкам.

На гимнастических палках, шестах, которые держат товарищи, на жердях брусьев, низкой перекладине или подобных снарядах.

21.В висе лежа подтягивание, сохраняя прямое положение тела. То же в висе лежа согнувшись.

Основное упражнение - размахивание в висе, которое является в дальнейшем «фоновым» действием для других элементов на перекладине и брусьях разной высоты, ио сохранит свое полезное значение для укрепления мышц и суставов рук и плечевого пояса,- должно выполняться постоянно в любых условиях и на различных снарядах (на которых можно выполнить вис) как в школе (в зале, на площадке), так и дома.

22. Комплекс бубновский гимнастика . (Применять как средсто профоликтики при нагрузках на костно-мышечную систему.)

23.На низком снаряде размахивание в висе с согнутыми ногами - соскок махом назад (с 1 класса). То же соскок махом вперед (с 1 класса).

24.На высоком снаряде размахивание изгибами (с 3 класса). Размахивание в висе - соскоки махом вперед и махом назад (для мальчиков с 6 класса). Движения должны быть собран-ными, но свободными, без напряжения, провисая «в струнку», держа голову прямо и делая подхлесты прямыми ногами по ходу маха, во время притормаживания их.

25. Подтягивание с помощью и самостоятельно (для мальчиков).

Loading...Loading...